Семья

Реджио-педагогика: 6 правил и сущность метода

Новое течение — реджио-педагогика.

Юлия Каспаровапедагогика

педагог

В середине XX века в солнечной Италии появилась новая методика образования, отличающаяся от традиционной. Город Реджио Эмилия стал родиной этой новой педагогической системы, поэтому методике дали имя реджио-педагогика. Ее часто называют оптимистичной педагогикой.

Это больше чем методика – это опыт отношения к детям и их воспитанию. Ребенок, с его фантазией, любопытством и энергией, творец самого себя. Взрослому нужно помочь ему в этом, направить энергию в правильное русло. Давайте познакомимся с основными правилами реджио-педагогики, которые можно использовать с успехом. в вашем обычном общении с малышом.

Правило №1: уважаем

Источник:
Getty Images

Ребенку необходимо чувствовать себя действительно значимым как среди сверстников, так и среди взрослых, а также в семье. Значимостью не уступая никому, будь то дети или взрослые. Не стоит снижаться до уровня ребенка, а лучше подняться до него! Ведь дети порой мудрее взрослых интуитивно.

Взрослому нужно быть с ребенком на одном уровне, а не только в переносном смысле. Стоило ли задумываться о том, как ребенок видит мир и нас самих из-за своего маленького роста? Чаще всего при разговоре ребенок смотрит на нас снизу вверх и видит всё что угодно, но только не наши глаза. Взгляд «глаза в глаза» невероятно важен: он даёт ребенку почувствовать себя ценным для нас, а значит, мы с ним — на одном уровне. Поэтому всегда, когда играете с ребенком, учитесь, занимаетесь каким-то важным делом, сядьте рядом — на диван, на стул, на пол.

Во время разговора садитесь поудобнее и глядите ребятишке в глаза. Такой способ общения может сделать объяснение многим вещам для малыша более простым.

Правило №2: объясняем правила

Размышляли ли вы о причинах, почему ребёнок иногда совершает поступки, не соответствующие вашим ожиданиям? Возможно, вы не разъяснили ему правила поведения. Ребёнок не может угадать ваше желание. Из-за возраста и недостатка опыта ему непонятны вещи, очевидные для взрослых. Поэтому крайне важно с раннего детства объяснять малышу существование правил и то, что в разных пространствах они различаются. Например, в лесу разрешено бегать и кричать, а в музее — нет. Потому что правила там другие. Важно также разъяснять ребёнку причины установления правил. К примеру, нельзя кормить животных в зоопарке, так как неподходящая пища может привести к их гибели.

Для чего нужны объяснения? Почему нельзя просто что-то запретитьВлияние своих действий ребенок может ощутить сам, а выбор, как поступить, предоставлен ему. Ответственность за итоги ляжет на его плечи.

Открытый вопрос

Чтобы не утратить интерес ребенка к рассказам, важно помнить: если говорить о чем-то, что ему уже известно, это его отталкивает. Как же узнать, какие правила уже понятны малышу? Нужно задавать вопросы, требующие развернутого ответа, а не простого «да» или «нет». расскажете ему что-то новое, не повторяясь.

Правило №3: предлагаем выбор

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Это крайне существенное правило, одно из краеугольных. Ребенку непременно следует предоставлять свободу выбора: во что одеться, что съесть, каким образом поступить. самостоятельно принимать решениеНести за это ответственность трудно родителям. Им проще навязать ребёнку своё мнение («надевай эту куртку», «ешь, что положили в тарелку»), чем дать возможность самому принять решение. Выбор требует времени, а его обычно нет – мы всегда куда-то спешим.

Начнем с малого: дадим ребенку выбрать чай с лимоном или без него, поставим на стол блюдо с салатом и позволим ему взять себе столько, сколько считает нужным, а не то, что посчитала мама. Дайте малышу самому выбирать одежду. Хочет надеть легкую рубашку, а на улице прохладно? Попробуйте объяснить. Не помогло? Предложите положить в рюкзак ветровку. Вы покажете малышу, что есть разные пути решения вопроса.

Не следует полагать, что свобода выбора означает отсутствие ограничений. Предоставление ребенку возможности выбора с юных лет поможет ему в зрелости осознавать мотивы своих решений.

Правило №4: «неправильно» не существует

Какие слова чаще используете, когда ребёнок, по вашему мнению, совершил ошибку? Например, раскрасил небо на рисунке не синим, а красным? «Ты нарисовал неправильно, небо таким не бывает!» Это ошибка. Не стоит говорить ребёнку, что что-то «неправильно». Лучше задайте ему вопрос, почему он сделал небо таким? А потом подумайте вместе, когда небо может быть красным? Во время восхода или заката солнца. Или, может, где-то поблизости пожар? Или это вообще не земное небо, а марсианское. Говоря «неправильно», мы одним словом отсекаем всякие проявления творчества, фантазии, самобытности. А пытаясь понять, как такое может быть, мы даём толчок к исследованию, расширению знаний, развиваем мышление ребёнка.

Ребенок свободен иметь собственное мнение. Ему нужно знать, что не существует одного верного ответа. Нет «правильно» и «неправильно», а есть «по-разному», «в свою очередь».

Правило №5: учимся в любой ситуации

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Каждая ситуация в жизни с ребенком может стать развивающей. Прогулка, завтрак, поход в магазин или визит к врачу — всё это легко превращается в занимательное занятие. Например, во время приготовления ужина ребенок может интересоваться продуктами, овощами и фруктами, процессом готовки и результатом этого процесса.

Вот, например, сок — из чего его получают? Из фруктов. Из каких фруктов можно делать сок и как он будет называться? А как растут фрукты? В каких странах? Пойдем, найдём эти страны на карте. А с помощью какого бытового прибора можно дома выжать сок? В свободное время попробуйте это сделать вместе. Еще можно посмотреть познавательный фильм по теме, поискать интересную информацию о фруктах и соках. А только ли из фруктов делают сок? В результате у вас может получиться большой проект под названием «Сок».

Обратите внимание на то, что заинтересовало ребенка, и сделайте из этого совместное исследование.

Правило №6: фантазируем

Многие современные родители стремятся как можно скорее научить ребенка читать и считать. Однако реджио-педагоги считают, что умение аргументировать, размышлять, придумывать проекты и создавать новые концепции гораздо важнее. Нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать. А вот людей, лишенных творческого мышления, без идей, которые будоражат, — очень много!

В раннем детстве важно развивать творческие способности, любопытство и навыки исследования, стимулировать воображение. Без поддержки и руководства со стороны взрослого образное мышление ребенка (ему присущее от рождения) может подавить логика. Тогда получится не креативный взрослый, который вряд ли сумеет изобрести что-то гениальное. Давайте будем относиться к малышам с пониманием и уважением, развивая в них творческий потенциал и фантазию. Миру нужны новые Эйнштейны и Джобсы.

Ознакомьтесь с дополнительными советами по воспитанию детей на нашем канале. Яндекс.Дзен.