Реджио-педагогика: 6 основополагающих правил
Новое течение — реджио-педагогика.

В середине XX века в солнечной Италии появилось новое направление образования, отличающееся от традиционного. Так как родиной новой системы стало поселение Реджио Эмилия, методике дали название «ре gio-педагогика». Часто ее называют оптимистической педагогикой.
Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию, чем методика. Ребенок со своей фантазией, любопытством и энергией — творец самого себя. Взрослым нужно помочь ему в этом, направить энергию в нужное русло. Давайте познакомимся с основными правилами реджио-педагогики, которые можно использовать успешно. в вашем обычном общении с малышом.
Правило №1: уважаем
Ребенку в любом коллективе необходимо ощущать себя поистине ценным – среди сверстников, взрослых и в семье. Его ценность должна быть не меньше, чем у других, будь то дети или взрослые. Не следует унижаться до уровня ребенка, а вознестись до его понимания. Ведь дети порой бывают интуитивно мудрее взрослых.
Взрослым важно находиться с ребенком на одном уровне, а не только в переносном смысле. Внимательно ли Вы задумывались о том, как мир и взрослые кажутся ребенку его небольшого роста? Во время разговора ребенок чаще всего смотрит вверх, вид он имеет свой, но не наших глаз. А взгляд «глаза в глаза» невероятно важен! Он дает возможность ребенку почувствовать свою ценность для взрослых, что мы с ним на равных. Поэтому всегда, когда играете с ребенком, учитесь или занимаетесь чем-то важным, садитесь рядом — на диван, стул, пол.
Разговаривая с ребенком, присаживайтесь поуже и смотрите ему в глаза.
Правило №2: объясняем правила
Внимали ли вы к тому, как иногда малыш совершает поступки не совсем хорошие или ведет себя иначе, чем ожидаете? Возможно, правила вам недостаточно подробно разъяснили. Ребенок сам не угадает вашего желания. Из-за возраста и нехватки опыта многим вещам, которые кажутся нам очевидными, ему не знакомо. Поэтому важно с самого детства объяснять малышу о существовании правил и их различии в различных пространствах. Например, в лесу можно бегать и кричать, а вот в музее — нет. Правила там другие. Также важно разъяснить ребенку причины установления этих правил. Например, нельзя кормить животных в зоопарке, потому что неподходящая еда может привести к их гибели. Или ходить по лужам можно только в резиновых сапогах, так как обычные ботинки намокнут, от этого можно заболеть, да и обувь испортится.
Для чего нужны объяснения? Почему нельзя просто что-то запретитьОбъясняя последствия поступков, мы даём ребёнку возможность выбора. Ребёнок может действовать так, как считает нужным. За последствия же ответит только он.
Открытый вопрос
Важно помнить: рассказывая ребенку о том, что ему уже известно, можно потерять его внимание. Чтобы определить, какие правила малыш усвоил, а какие нет, задавайте ему открытые вопросы, требующие развернутого ответа. расскажете ему что-то новое, не повторяясь.
Правило №3: предлагаем выбор
Это принципиальное правило, важное для каждого ребёнка. Ребенку необходимо иметь возможность выбирать: что одеть, что кушать, как действовать. самостоятельно принимать решение И нести за него ответственность. Родителям тяжело принять это правило. Ведь проще навязать ребёнку своё мнение («надевай эту куртку», «ешь, что положили в тарелку»), чем дать возможность ребёнку самому определиться. Самостоятельный выбор занимает время, а его у нас обычно нет, мы вечно куда-то спешим.
Начнем с небольших шагов: предложим ребенку чай с лимоном или без, поставим салат и дадим самому выбрать порцию. Пусть сам решает, сколько съесть (а не столько, сколько мама считает нужным). Разрешим ему выбирать одежду. Хочет надеть легкую рубашку, а на улице прохладно? Попробуем объяснить. Не помогло? Предложим положить в рюкзак ветровку. Покажем малышу, что существуют разные варианты решения вопроса.
Не стоит полагать, что свобода выбора — это отсутствие ограничений.
Правило №4: «неправильно» не существует
Когда ребенок делает что-то, по вашему мнению, не так, например, раскрашивает небо на рисунке красным, лучше спросить его, почему он это сделал.
Ребенок не обязан размышлять, как вы. У него право мыслить иначе. Ему нужно осознавать, что не существует одного верного решения. Не существует «правильно» и «неправильно». Есть «по-другому», «иначе».
Правило №5: учимся в любой ситуации
Каждая ситуация в вашей жизни с ребенком может стать развивающей. Прогулка, завтрак, поход в магазин или даже визит к врачу легко превратятся в занятие для развития. Готовьте ужин, а ребенок крутится рядом — поговорите о продуктах, овощах, фруктах, приготовлении пищи и том, что получится из того или иного ингредиента.
Вот, например, сок — из чего его делают? Из фруктов. Из каких фруктов можно сделать сок и как он будет называться? А как растут фрукты? В каких странах? Пойдем, найдем эти страны на карте. А с помощью какого бытового прибора можно дома выжать сок? В свободное время попробуйте это сделать вместе. Еще можно посмотреть познавательный фильм по теме, поискать интересную информацию о фруктах и соках. А только ли из фруктов делают сок? В результате у вас может получиться большой проект под названием «Сок».
Обратите внимание на то, чем интересуется ребёнок, и сделайте это совместным исследованием.
Правило №6: фантазируем
Многие родители стараются обучить ребенка чтению и счету как можно раньше. Реджио-педагоги убеждены, что умение рассуждать, аргументировать, изобретать проекты и концепции куда важнее. Взрослые люди в основном умеют читать. А вот людей без творческого мышления, лишенных идей, которые зажигают – множество!
В дошкольном возрасте важно развивать творческие способности, любознательность, навыки исследовательской деятельности, стимулировать фантазию. Без помощи взрослых, поддержки и наставничества образное мышление ребенка (присущее ему с рождения) может быть подавлено логикой. В результате получим еще одного не креативного взрослого, которому вряд ли удастся сделать что-то гениальное. Давайте будем относиться к нашим малышам с пониманием и уважением, развивать в них творчество и фантазию. Ведь новым Эйнштейнам и Джобсам мир только рад.
Больше полезной информации по вопросам воспитания детей — в нашем канале.