Семья

Рецензия на «Настоящую боль»: всё о фильме-лауреате Оскара

Фото: img.freepik.com

Кто получил «Оскар»

2 марта 2025 года в Лос-Анджелесе состоялась 97-я церемония вручения наград Американской киноакадемии. Фильм «Анора» американского режиссёра и сценариста Шона Бейкера стал победителем вечера. Картина обогнала ленты «Эмилия Перес», «Бруталист» и «Злая», которые считались фаворитами. «Эмилия Перес» была представлена в 13 номинациях, но получила только два «Оскара». «Бруталист» и «Злая» были выдвинуты в 10 категорий, а завоевали три и две статуэтки соответственно.

Чем прославилась «Настоящая боль»

Джесси Айзенберг, известный российскому зрителю по роли Марка Цукерберга в фильме Дэвида Финчера «Социальная сеть», создал картину «Настоящая боль». Как режиссер Айзенберг проявил себя несколько лет назад. В 2022 году вышла лента «Когда ты закончишь спасать мир» о женщине, возглавляющей приют для жертв домашнего насилия, но не нашедшей общий язык со своим сыном.

В фильме «Настоящая боль» Айзенберг выступил режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли.
Фильм снят в жанре драмеди — смеси комедии и трагедии, которую использовал и в своем первом фильме. Получилось трогательное роуд-муви о двух двоюродных братьях, которые пытаются найти и осознать свои корни, а также самих себя.

Лента участвовала в прошлом году в кинофестивале «Сандэнс» и получила там приз за лучший сценарий. «Настоящая боль» также удостоена номинаций и наград «Золотой глобус», BAFTA, Национального совета кинокритиков США и Премии Гильдии киноактёров США.

Кинолента «Настоящая боль»: сюжет и мнение о просмотре.

Бенджи Каплан, свободолюбивый и общительный, благодаря прямолинейности сразу завоевывает симпатии остальных. Ему противостоит строгий и нервный двоюродный брат, который предпочитает избегать компании людей.

Братья Капланы долгое время не общались, между ними сложные отношения. В ходе фильма выясняется, что весельчак Бенджи вовсе не такой радостный. За полгода до поездки в Польшу у него была попытка самоубийства, и он сильно скучает по умершей бабушке и брату, с которым у него были проблемы. Идеальный Дэвид страдает от своей идеальной работы и не может справиться со своими чувствами к кузену — он его любит и ненавидит одновременно из-за трудного характера. На фоне этой семейной драмы разворачивается история Второй мировой войны.

«Настоящая боль» — фильм о Холокосте и его восприятии через личную историю. В нём нет пугающих военных сцен или подробных рассказов об ужасах концлагерей, зато есть тени прошлого, которые как дамоклов меч висят над живыми. Герои посещают места, связанные с историей еврейского народа и Холокостом, и Бенджи то и дело задает неудобные вопросы или констатирует факты вроде «Что было бы, если бы не было войны», «Мы могли бы здесь жить?» или «Это странно ехать в поезде первым классом, хотя 80 лет назад нас бы запихали в самый конец как скотинку». Последнее явно мысль режиссёра-сценариста, вложенная в уста героя.

Предки Джесси Айзенберга происходят из Польши. В начале 2000-х он, подобно своему герою Дэвиду, побывал на родине предков, где встретился с родственниками, пережившими Холокост. В одном из интервью позже он говорил, что эта поездка изменила его отношение к трагедии. По его словам: «многие американские евреи слишком далеки от войны, чтобы испытывать чувство вины», но «если вы решите познакомиться с этой историей, то поймете, что вовлечены в нее гораздо больше, чем ожидали».

«Настоящая боль» Джесси Айзенберга пытается исследовать как индивидуальные, так и общественные трагедии и травмы. Имеет ли человек право на сочувствие, если речь не идет о непосредственной смертельной опасности, можно ли испытывать вину за события, случившиеся десятилетия назад? Возможно ли сравнивать глубину различных трагедий и травм?

Как обычная дорога в кино «Настоящая боль» начинается и заканчивается в аэропорту, месте перехода, указывающем на изменение главных героев.

Ироничный диалог делает фильм легким для восприятия, несмотря на сложность поднятых тем. Игра Кирана Калкина впечатляет. Большая часть экранного времени принадлежит ему, поэтому возникает вопрос: почему критики считают его второстепенным персонажем?