Семья

Развитие сенсорики у детей с одного до трёх лет.

Источник:
Oksana Kuzmina/Shutterstock/Fotodom.ru

Наталия Базыленкопсихология

В первые годы жизни малыши сталкиваются с задачей определить сенсорные эталоны — стандарты и модели внешнего вида различных объектов. Согласно этим эталонам, дети будут воспринимать окружающий мир.

К сенсорным эталонам относятся:

  • Звук (речь и музыкальная грамота).

  • Размер (в метрической системе измерений или по ощущениям у детей).

  • Форма (геометрические фигуры).

  • Спектр включает семь основных цветов и множество их оттенков.

  • Виды вкуса: сладкий, горький, соленый и их комбинации.

  • Впечатление от запаха (приятное или неприятное, слабое или сильное, сладкое или горькое, свежее и др.).

Скорость и точность анализа информации малышом извне повлияют на будущий процесс обучения. Это не значит, что дети, занимающиеся с родителями сенсорными упражнениями, будут исключительно успешны. Сенсомоторный уровень служит основой для развития речи, памяти, мышления, внимания, воображения, эстетического восприятия и творческих способностей. Почему важно обращать внимание на это именно в дошкольном возрасте? Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

1 год

Первые недели после рождения — время запуска механизмов сенсорного восприятия. Нервная система малыша начинает воспринимать основные внешние раздражители (свет, звук, запах, прикосновение) и ощущать перемещение в пространстве с первых минут жизни. Самые простые игры и физиологические процедуры, такие как гимнастика или массаж, — лучшие упражнения для сенсорного развития новорожденных.

Умения

  • С 10–12 дней кроха наблюдает за движущимися яркими объектами.

  • Концентрирует внимание на объектах, разглядывая их (с 14 до 20 дней).

  • Внимательно слушает и находит увлекательные звуки — звонок колокольчика, телефонного аппарата, погремушки (с 24-го по 30-й день).

  • Случайно в возрасте от двух с половиной до трех месяцев, или целенаправленно с четырех месяцев малыш хватает разнообразные предметы, изучая их форму, размер и текстуру.

  • Исследует игрушки руками, вертит, стучит по ним, укладывает в контейнер, засовывает предметы разной формы и размера в нужные отверстия коробок.

Развитие зрения и слуха у младенцев происходит гораздо интенсивнее, чем развития рук. С первых дней жизни необходимо стимулировать малыша играми для развития мелкой моторики.

1,5-2 года

До двух лет ребенок накапливает впечатления и представления о важных признаках и свойствах предметов. Ребенок постигает это своеобразно: чтобы полно «почувствовать» предмет, ему нужно прикоснуться к нему, помять в руках, а еще лучше попробовать на вкус. Не мешайте этому! Только так малыш воспринимает понятия, характеризующие свойства предмета: величину и вес, гладкость или шероховатость, сладость или горечь и т.д. Полученный сенсорный опыт в будущем позволит связывать добытые «опытным путем» представления с конкретными предметами и явлениями.

Умения

  • Младенец обладает начальными представлениями о размерах, формах и цветах предметов. Он способен упорядочить 2-4 объекта по заданному примеру.

  • Характер объекта определяется формой: круг – мяч, солнце, колесо; треугольник – крыша, ёлка; прямоугольник – дом; овал – огурец, яйцо.

  • Человек воспринимает объекты или события по их цвету: оранжевый — это морковь, желтый — солнце, белый — снег, зеленый — трава и так далее.

  • Связывает вид геометрической формы с её изображением на плоскости (например, достраивает пустые части в разборной игрушке или головоломке).