Семья

Развитие ребенка в шесть месяцев

Фото: img.freepik.com

В первый год жизни ребенок непрерывно растет и развивается, быстро осваивая новые навыки. Родители едва успевают зафиксировать этот стремительный прогресс. Каждая кроха переходит на новый этап развития с разной скоростью, но существуют возрастные нормы, позволяющие оценить благополучие малыша. Врач-педиатр рассказал изданию Parents о навыках, которые должны появиться у ребенка к шести месяцам, и предупредил о тревожных сигналах, требующих внимания.

К шести месяцам ребенок становится более активным, активно изучает окружающий мир и взаимодействует с ним. В этот период у него могут появиться новые навыки физического развития, которые покажут очередной важный этап в его жизни. Во многих детях к полугоду появляются первые попытки сесть или ползти.

Видение малыша улучшается, благодаря чему можно заметить, что ребенок активнее реагирует на игрушки и происходящее вокруг него. Движения его становятся более точными и плавными. Прибавка веса к полугодию замедляется, но если масса тела ребенка находится в нормы по таблице, вас не должно это беспокоить.

В норме прибавка веса ребенка с 3 по 6 месяцев составляет 600 граммов ежемесячно (примерно 20 граммов в сутки). Важно следить и за появлением зубов: молочные зубы, как правило, прорезываются с трех до восьми месяцев жизни и заканчивается к трем годам. В редких случаях дети рождаются уже с одним или двумя зубами, либо зубки могут появиться в первые недели жизни.

Через шесть месяцев малыш уже реагирует на своё имя и показывает разные эмоции при виде мамы и близких людей.

Что умеет ребенок в шесть месяцев

Стоит на четвереньках и ползает

Попытки ползать часто напоминают привычку вставать на четвереньки, раскачиваться и делать неловкие шаги с помощью покачивающих движений. Ребенок может ползти по-пластунски, отрывая от пола лишь плечи, но не все туловище. Малыш может ползти вперед и назад, не поднимая живота. Также ребенок может крутиться с живота на спину и обратно или по кругу, лежа на животе и перебирая руками-ногами.

Не спешите с тем, чтобы малыш пытался встать на четвереньки и ползать — для этого нужно окрепнуть мышцам. Вы можете помочь ему принять стойку на четвереньках: сверните одеяло в валик и подложите под живот ребенка. Малыш попытается самостоятельно занять более устойчивое положение, упираясь коленями и руками в пол.

Пытается садиться

К шести месяцам многие малыши впервые пытаются сидеть. Если шестимесячный ребенок еще не сидит — не торопите его. Некоторые дети требуют больше времени для освоения этого умения. Наследственность может быть нормальной причиной задержки.
Чтобы ребенок правильно садился, нужно помогать ему принять необходимое положение, но только после того, как он научится держать голову. Самим присаживать ребенка не стоит, если он к этому еще не готов. Вы можете чаще брать его на руки, чтобы он привык длительно удерживать спинку и голову в вертикальном положении.

Если ребенок уже начал садиться, сначала не стоит сильно напрягать позвоночник и мышцы. Следите, чтобы ребенок не сидел слишком долго, укладывайте его на живот среди игрушек, широко разложив их, чтобы стимулировать навык ползать. Когда ребенок сидит, старайтесь поддерживать его спинку стульчика для кормления или коляски, наклоненной под углом 70 градусов. Поначалу малыш сидит неуверенно, часто заваливается на бок, может даже падать. Поэтому лучше подложить сбоку и под спину подушки.

В этот период некоторым детям… пытаются вставать на ноги у опорыЕсли мышцы достаточно окрепли, то малыш будет самостоятельно развивать этот навык, каждый раз увеличивая время нахождения в этом положении. В этот период важно создать безопасную среду: не оставлять ребенка без присмотра, подкладывать подушки для амортизации, поднять максимально бортик кроватки. Если ребенок еще не встает на ноги самостоятельно, не торопите события.

Уверенно удерживает предметы

К полугоду ребёнок крепко хватает круглые предметы, с уверенностью играет с игрушками и уделяет им много времени. Вдобавок, малыш к этому возрасту способен действовать двумя руками одновременно: например, держит в левой игрушку, а в правой — другую.

Ребенок тренируется в работе мелкой моторики и овладел всеми пальцами, кроме большого, который слушает все еще не совсем хорошо. В шесть месяцев малыш лежа может брать игрушки и манипулировать ими, перекладывая из одной руки в другую.

Чтобы проверить моторику ребенка, предложите ему третью игрушку в момент, когда обе его руки заняты. Обратите внимание на его действия. Ребенок может попытаться взять третью игрушку, не отпуская предыдущие. Если это ему не удается, он поймет, что нужно освободить одну из рук.

Положите перед малышом яркие игрушки разной формы и текстуры на расстоянии 40 сантиметров. Это побудит его переворачиваться, тянуться к игрушкам и хватать их. Убедитесь, что игрушки безопасны для малыша, которые он часто тянет в рот. Выбирайте те, которые легко можно помыть.

Проявляет эмоции и лопочет

К полугоду ребенок смеется очень активно, в то время как обычно этот навык осваивается в три месяца. Младенец демонстрирует широкий спектр эмоций: удивление, гнев, страх, счастье. Ребенок четко различает людей на «своих» и «не своих» и ярко выражает эмоции при попытках взять его на руки незнакомцами.

Младенец остро реагирует на тональность речи взрослого, особенно матери. Чувствуя строгость или веселье в голосе, малыш может хмуриться, плакать или улыбаться, смеясь.

В этот период малыш активно галдеет. его первая речьРебенок часто издает различные звуки: «а-а-а», «ла-ла», «да-да» и другие. Ему хочется повторять за взрослыми. Для развития речи ребенка говорите простыми предложениями, добавляя мимику и жесты. Песни для малышей или короткие стихотворения тоже полезны.

Полгода — идеальный возраст для занятия пальчиковыми и телесными играмиПесенки для малышей: «Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз», «Ладушки» и другие. В интернете можно найти варианты игр с такими песнями. В них простые движения руками и другими частями тела сочетаются с веселыми фразами и прибаутками. Когда ребенок подрастет, начнет их повторять самостоятельно.

Что должно насторожить

Если ребёнок в полгода не делает некоторых вещей, например, не пытается садиться, это не страшно. Многим детям нужно немного больше времени. Но есть этапы развития, которые к шести месяцам должны быть пройдены. Вам следует обратить внимание, если ребёнок:

  • Не воспроизводит журчащих звуков, не меняет тональности при издании голоса.

  • слабо держит голову;

  • Не способен перевернуть или переместить предмет с одной ручкой на другую.

  • Не обращает внимания, когда рядом появляются родителеь, раздаются звуки или что-либо происходит.

Если что-то тревожит, обратитесь к педиатру. Доктор осмотрит малыша и при необходимости отправит к неврологу и другим специалистам.