Семья

Развитие навыков чтения с помощью кубиков Зайцева

Фото: img.freepik.com

Многие мамы хотят научить ребенка читать. Для этого малышей покупают азбуки, буквари и современные книги с наклейками. Ребенок запоминает буквы, но читать всё равно не получается. Как же учили детей раньше?

По складам

Склад не совпадает со слогом. Это разностийные понятия. Русский слог может вмещать от одной до десяти букв (взрыв, взгляд, расстройств). Складом считается объединение согласной с гласной (ДЕ, МА), отдельный гласный в качестве слога, отдельный согласный (в закрытом слоге), согласный с любым знаком (РЬ, БЪ…). Например, МА-ШИ-НА, ПИ-РО-Г, А-И-С-Т и т.д.

«Все сказанное нами — совокупность пар гласных и согласных, — утверждает Николай Александрович Зайцев. — После согласного неизменно следует гласный звук. Хотя его не всегда отображают письменно, он присутствует. Наши предки ощущали это и ставили „ъ“ в конце существительных, завершающихся на согласный».

Склады — изобретение не сегодняшнего дня. Ранее дети запоминали наизусть: «Буки», «Аз» есть «БА»; «Веди», «Аз» есть «ВА». Обучение по складному принципу проще и доступнее для ребенка. Оно понятно ему с рождения: пытаясь произнести первые слова, ребенок никогда не делает это по буквам. Ему не нужно стараться связать одну букву с другой, он это делает и раньше, в период лепета.

Зайцевы кубики решают главное затруднение. в обучении чтениюРебенку необязательно знать, как буквы соединяются, создавая слог.

Разделяя неделимый звуковой код при обучении чтению, сталкиваемся с трудностями, особенно если ребенка учат буквам вместо звуков. В книге написано «мама». Даже это простое слово ребенок должен был бы произнести как «эм — а — эм — а», или в лучшем случае как «м — а — м — а», что не является чтением. Чтобы научиться читать, ребенок должен постичь связь букв, их слияние. Это невозможно для двухлетнего ребенка. В методике Зайцева таких проблем нет — он предлагает запоминать готовые звуковые группы.

Что придумал Зайцев?

Преподаватель, окончивший филологический факультет Ленинградского педагогического института имени Герцена, Николай Зайцев предложил размещать склады на гранях кубиков и на досках. Теперь методика не такая унылая, доступна для маленьких детей, а также затрагивает слуховую, зрительную и тактильную зоны, что особенно важно в обучении детей.

Внутри кубиков с отсеками размещают разный наполнитель. Для кубиков со глухими звуками это деревянные палочки или горох. Металлические крышки от бутылок предназначены для «звонких» кубиков, а колокольчики — для кубиков с гласными.
Кубики раскрашены не случайно: «золотые» (желтые) — для складов с гласными, «железные» (серые) — для звонких гласных, «деревянные» (коричневые) — для глухих складов, один серо-коричнево-бело-зеленый и бело-зеленые — для знаков.

Кубики бывают разных размеров: большие, двойные (склеенные две штуки) — для твердых складов; маленькие и двойные маленькие — для мягких. Зайцев не называет склады «твердыми» и «мягкими», а говорит: «Что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот при произношении „БА“ и „БЯ“, „У“ и „Ю“, „О“ и „Е“. По этому принципу кубики и различаются». Считается, что кубики собраны правильно, если их можно поделить на 12 групп с завязанными глазами: около 60 кубиков отличаются по 46 признакам.

Игра в кубики

Интересно, что новатор требует, чтобы ребёнку предложили сразу все кубики. Сначала и потом — игра, пение, общение, движение. Каждый кубик мама пропевает Ребенку: «Б — БА — БО — БУ — БЫ — БЭ!» Песенный способ обучения чтению более быстрый и веселый. Малыш показывает маме кубики и слушает их звуки. Дети могут лазать по канату или на шведской стенке, учась читать. К кубикам прилагаются таблицы, по которым пропевают и читают слоги, показывая на них указкой.

Перечислить все игры, которые можно использовать, трудно. Вот зверюшки готовятся к обеду. Из кубиков появляются слова «суп», «макароны», «плов». Слова прочитываются, стихи пропеваются. Щенок съел суп и пьет чай. Кто придет к нему на чаепитие? «МЬ — МЯ — МЕ — МЮ — МИ — МЕ» — звенит маленький кубик. МИ — один слог найден. «Ш — ША — ШО — ШУ — ШИ — ШЕ» — двойной кубик поворачивается к ребенку разными боками и останавливается на месте: «ША»! Миша придет к щенку.

Кубики сопровождают ребенка во время еды: из них записывают продукты, названия посуды; перед сном их расставляют на полке, провожая малыша гулять. Ребенок пишет слова, разгадывает ребусы, составляет цепочки слов, ищет нужные кубики. Обучение чтению по методике Зайцева происходит через письмо. Первое слово, которое пишет ребенок, — это его имя.

С написанием первых слов Ребенку можно предложить карточки со словами, разделенными на склады, игры-ходилки с персонажами, подписанными таким же образом, самодельные книжки и стенгазеты, альбомы с фотографиями. Можно попросить малыша выложить кубиками слова, записанные на карточках.

Он читает!

В годовое время ребенок вряд ли научится читать. Можно предложить малышу посмотреть на кубики с буквами и назвать слово, которое будет указано ребенком. Возможно, ему удастся самостоятельно составить слово.

Введение кубиков в жизнь ребенка за несколько месяцев до второго дня рождения может привести к тому, что малыш произнесет первое слово, но чтение книг самостоятельно пока еще невозможно.

Ребёнку в возрасте трёх — трёх с половиной лет достаточно месяца, чтобы овладеть любым новым словом. Через год малыш порадует вас чтением текста. К четырём годам ребёнок будет психологически и физически готов к подобным занятиям.

Что читать будем?

Зайцев призывает методистов, воспитателей, учителей и родителей давать детям только качественные, интересные и красивые тексты. Тогда дети с удовольствием будут читать книги. Можно предложить детям русские народные загадки, потешки, поговорки, скороговорки, в которых отражается красота языка и мудрость народа. Зайцев не одобряет авторские загадки, считая их плохими. «Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе» — пример такой загадки. По мнению Николая Александровича, из облака дождь не идет, а тучи не бывают белыми.

Кубики Зайцева хорошо подходят для левшей. 좌측손잡이들은 전체 구조를 이해하고, 그들의 분석 능력은 일반적으로 약합니다. 이 방법론은 정서적 분야의 장애나 자폐 스펙트럼 장애가 있는 아이들에게도 효과적입니다.

И все же…

В учебной системе есть моменты, вызывающие разногласия. Зайцев считает, что кубики способны помочь логопедические проблемыЕсли ребенок неправильно произносит некоторые звуки, то нужно заниматься с соответствующими кубиками. Но это часто недостаточно. Визуальное закрепление неправильного произношения может вызвать фонематические ошибки в будущем. Ребенок произносит звук «Ч» как мягкий «Т», запоминает письменное обозначение, не различая буквы, и в его тетрадке появляется слово, которое он не проходил на кубиках: «мальчик» с ошибкой — «мальтик».

Любая методика раннего обучения чтению требует учета рекомендаций специалистов о начале занятий. Необходимо, чтобы ребенок мог произносить звуки верно.

Узнайте больше о развитии детей в нашем канале. Яндекс.Дзен.