Семья

Разговор о климате с ребёнком

Актуальность природных проблем снизилась, но всё же не исчезла. Исследования показали, что 85% родителей считают необходимым говорить с детьми о климатическом кризисе, но лишь около половины утверждают, что делали это.

По мнению «Просвещения», чей проект LifeSkillsПовышение уровня экологической, финансовой и правовой грамотности учащихся активно развивается, но ключевое затруднение состоит в том, что дети не воспринимают полную картину.

Ученики изучают информацию в соцсетях, затем ищут подтверждения в сети или обсуждают её с одноклассниками. Точность данных не всегда гарантирована, из-за чего увеличивается эмоциональное напряжение, но уровень знаний остаётся прежним.

Как вести беседу с ребёнком, сохраняя взаимопонимание, мирную атмосферу и рациональный взгляд на вещи?

Источник:
iStock

До 6 лет:

Детям дошкольного возраста сложно понять серьезные сведения о изменениях климата. Можно же с раннего детства прививать любовь и уважение к природе: рассказывая о временах года, циклах развития растений, играя, а также обучая базовым ценностям бережного отношения к окружающей среде.

Важно детям своим примером показать, как заботиться о природе: участвуйте в субботниках, разделяйте отходы, гуляйте по лесу – тогда и красоту окружающего мира откроете, и приятно проведёте время вместе.

Во время обсуждений любых кризисов, например, климатического, сохраняйте спокойствие. Признайте проблему и успокойтесь тем, что ее можно решить. Детям в таких ситуациях необходимо видеть, что вас волнует их благополучие.

Примеры фраз:

  • Земля — наша родина, за которой нужно ухаживать, чтобы сохранить безопасность и благоприятные условия для всех живых существ.

  • Природа часто болеет, это факт, но над её лечением трудятся многие люди. Работники неплохо справляются, но и мы можем им помочь.

  • Из-за автомобилей и фабрик в атмосферу поступает большое количество загрязнений. Этот смог подобен покрывале, которое удерживает тепло на планете. Неприятно чувствовать духоту и жару?

7-12 лет

С семи до двенадцати лет дети проявляют интерес к науке, понимают влияние изменения климата и активно участвуют в обсуждении серьёзных вопросов. Это подходящий момент, чтобы помочь ребенку выражать свои чувства словами и тренировать эмоциональную стабильность.

Важно научить ребенка переключаться с тревожных новостей о климате и развить у него инструменты саморегуляции эмоциональных реакций, так как переживания могут подавлять его.

Дети этого возраста стремятся сделать мир лучше.
Вместе искать способы беречь природу поможет не только усовершенствовать вашу жизнь, но и сблизиться с ребенком.

Примеры фраз:

  • Знаешь ли ты что-нибудь о изменении климата? Говорят ли о таком друзья твои?

  • Давайте разработаем идеи по сохранению нашей планеты.

  • Каких чувств ты ощущаешь? Возможно ли их указать? Тебе интересно узнать о доступных путях успокоения?

Источник:
iStock

13+ лет

Начало учебы в старшей школе часто становится поводом задуматься о том, каким будет будущее. В этот период дети способны находить решения сами.

Лучше стать для ребенка собеседником, которому можно довериться. Поддерживайте беседы о важных темах, руководствуясь достоверными источниками информации.

Примеры фраз:

  • Знаю, что ты очень беспокоишься, но уверены, сможем изменить всё к лучшему.

  • Хотя у меня нет ответа на каждый вопрос, знай, что я открыт к твоим чувствам и мыслям, и всегда готов выслушать.

  • Что я могу сделать для тебя? Хочешь узнать больше об этом? Помни, что я рядом и готов выслушать твои чувства без осуждения или попыток всё исправить.

Полагают, что родители должны знать ответы на все вопросы и поддерживать ребенка в сложных ситуациях. Возможно, из-за этого родителям трудно говорить о климатических проблемах, им хочется сменить тему или вообще не затронуть эту тему. Но помните: детям не нужно, чтобы вы всегда владели информацией и разбирались в их чувствах. Им важно чувство безопасности, контроля ситуации и осознание, что рядом есть близкие люди, с которыми можно говорить открыто и безопасно.