Семья

Расстройство аутистического спектра (РАС): кто такие — дети дождя

Расстройство аутистического спектра (РАС): кто такие — «дети дождя»
Pixabay

Сегодня всё больше психиатров склоняются к мнению, что расстройства аутистического спектра — это не болезни, а лишь нарушение психического развития. Они имеют наследственную природу. Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это сложное нейробиологическое расстройство, которое характеризуется трудностями в вербальном общении и социальных отношениях с другими, наряду с необходимостью участвовать в повторяющемся поведении или языке.

Некоторые распространенные ранние признаки, отмеченные родителями, — это задержка речи, ограниченные интересы, не реагирование, когда его называют по имени, и избегание зрительного контакта.

Расстройство аутистического спектра встречается в широком диапазоне тяжести. Некоторые люди с РАС испытывают только легкие проблемы. Для других это состояние мешает повседневной жизни.

Трудности диагностики расстройства аутистического спектра

Трудности диагностики РАС

Pixabay

Согласно статистике, количество людей с расстройством аутистического спектра увеличивается с каждым годом.

При этом врачи склоняются к мнению, что такая тенденция – результат более качественной диагностики. Ранее многие формы РАС просто не выявлялись, теперь же к вопросу относятся более внимательно.

При этом к диагностике аутизма все еще есть ряд вопросов. Основная проблема – постановка диагноза на основании опроса и отсутствие достоверных обследований и анализов.

А поскольку РАС является достаточно широким спектром различных особенностей, его симптомы могут сильно отличаться у разных людей.

Например, несмотря на то что аутизм не является приобретенным и проявляется уже в 2-3 года, по данным American Psychiatric Association, функциональные нарушения могут быть незаметными до тех пор, пока ребёнок не пойдет в школу.

Сейчас известно, что аутизм, с большой вероятностью, связан с генами, однако ученые не нашли конкретных генетических нарушений, выявление которых могло бы точно подтвердить диагноз.

Исследователи из Northwestern University смогли выявить аутизм, вызванный дислипидемией, с помощью анализа липидограммы у младенцев еще до проявления симптомов. Но речь идет лишь о малой части людей с РАС – такой тип аутизма выявляется только у 6,55%.

Общие особенности людей с расстройством аутистического спектра

Общие особенности людей с РАС

Pixabay

Согласно Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5), общими признаками людей с РАС являются всего два критерия:

  1. Трудности при любом взаимодействии с людьми, непонимание социальных норм.
  2. Повторяющееся и ограниченное поведение, касающееся жизни в целом и деятельности в частности.

Родителям стоит знать, какими бывают ранние признаки аутизма, однако надо учитывать, что РАС может быть очень разным.

Общие особенности людей с РАС

Pixabay

Ранние признаки расстройства аутистического спектра у детей:

1. Например, трудности социализации могут выглядеть как серьезные проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, а могут выражаться лишь в отстраненности и непонимании некоторых невербальных жестов.

Ученые из University of California в Сан Диего установили, что для детей ясельного возраста с РАС общим является игнорирование социальных стимулов. Проявляется оно в том, что дети сосредотачивают свое внимание не на окружающих людях, а на геометрических изображениях.

2. Характерным признаком РАС являются различные нарушения речи, как последствие плохой социализации. При тяжелой форме речь может отсутствовать вообще, а при других – просто быть скудной, «роботизированной», безэмоциональной.

3. Такие же существенные различия могут быть и в ограниченном поведении. У одних будет ярко выражена зацикленность на одном действии, теме и даже питании, другие же будут просто с трудом переносить изменения в графике и новые ситуации.

Современная классификация расстройства аутистического спектра

Современная классификация РАС

Pixabay

Ранее РАС считалось одним из типов аутизма, кроме него существовало еще три сходных диагноза: синдром Аспергера (самая легкая форма), первазивное расстройство развития без уточнений и детское дезинтегративное расстройство.

В новом издании DSM-5 2013 года и его обновлённое редакции DSM-5-TR 2022 года РАС применяется как общее понятие, объединяющее все эти формы. По сути, современная диагностика сводится к возможностям реабилитации человека с разными степенями РАС.

Выделяются три уровня расстройства аутистического спектра:

  1. Первый уровень (требует поддержки). К этому уровню, в частности, относятся люди с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом. У них возникают трудности в понимании социума и взаимодействия с окружающими. При этом они способны наладить жизнь, а за счет высокой концентрации внимания могут добиваться больших успехов в выбранной деятельности. Люди с 1-м уровнем РАС наиболее сложно диагностируются, часто аутизм у них выявляется уже во взрослом возрасте.
  2. Второй уровень (требующий существенной поддержки). Признаки РАС выявлены более ярко, негибкое поведение часто приводит к эмоциональным срывам. Навыки вербальной и невербальной коммуникации заметно снижены. Если при 1-м уровне РАС человек не понимает социальное взаимодействие, но способен обучиться определенным правилам, например, пожимать руку на прощание, то для людей со 2-м уровнем такие навыки будут вызывать трудности. Люди с РАС 2-го уровня нуждаются в помощи при организации повседневных дел.
  3. Третий уровень (требующий очень существенной поддержки). Наиболее тяжелые симптомы, в частности, может полностью отсутствовать речь. Такие люди дают минимальную реакцию на социальное взаимодействие, даже с близкими. Стереотипное поведение выражено так сильно, что будет забирать все время, и без постоянной поддержки человек в принципе не может обходиться.

Сильные стороны людей с расстройством аутистического спектра

Сильные стороны людей с расстройством аутистического спектра

Pixabay

РАС может быть диагностировано у детей и взрослых, не страдающих умственной отсталостью.

А ограниченность в интересах и повышенная концентрация внимания на одной сфере на практике может проявляться как положительное качество:

  • Например, такие люди обладают уникальной памятью, могут держать в голове большое количество цифр, последовательностей и даже визуальных образов.
  • В выполнении точных задач они показывают лучшие результаты, чем нейротипичные люди.
  • При РАС проявляется более высокий уровень мотивации и непредвзятость.
  • Непонимание норм социального взаимодействия тоже может быть плюсом. Например, такие люди могут предлагать новые подходы к решению проблем, поскольку не опираются на принятые авторитеты и оценивают ситуацию вне зависимости от устоявшегося мнения.
  • Люди с РАС нередко проявляют талант в искусстве. Из них часто получаются хорошие музыканты и яркие художники.

Изменение симптомов расстройства аутистического спектра с течением времени

Изменение симптомов расстройства аутистического спектра с течением времени

Pixabay

Исследования показывают, что симптоматика РАС может меняться с возрастом.

При сопутствующих заболеваниях признаки аутизма могут ухудшаться. Но чаще наблюдается обратная картина – симптомы становятся менее выраженными.

Ученые из University of California в Дейвисе, исследовавшие на протяжении 14 лет 125 детей с РАС, обнаружили, что у 30% испытуемых в 6 лет симптомы аутизма были меньше, чем в 3 года. Все дети проходили реабилитацию и те, кто проявлял лучшие адаптивные навыки в разных областях, избавлялись от тяжелых проявлений РАС.

Исследование также выявило, что девочки показывают лучшие результаты в развитии, чем мальчики.

Одним из возможных объяснений такого различия между полами является способность девочек маскировать симптомы в социальных ситуациях.

Действительно, у женщин с диагнозом РАС социальное компенсаторное поведение развито сильнее. Этим же отчасти можно объяснить и то, что аутизм чаще диагностируется у мальчиков – на 1 девочку с РАС приходится 4 мальчика с таким диагнозом.

На что обратить внимание родителям, чтобы вовремя диагностировать расстройство аутистического спектра

На что обратить внимание родителям, чтобы вовремя диагностировать расстройство аутистического спектра

Pixabay

Еще до постановки диагноза родителям следует обращать внимание на красные флажки. Они могут указывать на РАС и требуют экспертной оценки:

Терапия раннего вмешательства является одним из наиболее эффективных методов лечения РАС.

  • отсутствие или плохая реакция на имя и обращенную речь после 12–14 месяцев;
  • нет жестов в 14–15 месяцев;
  • нет отдельных слов к 16–18 месяцам или фраз к 2 годам;
  • утрата ранее приобретенных языковых или социальных навыков;
  • плохой зрительный контакт;
  • тяга к определенному расположению игрушек или предметов;
  • отсутствие улыбки или ответной эмоциональной реакции.

Скрининг позволяет выявить РАС и другие нарушения развития в возрасте до полутора лет. Как правило, его проводят несколько раз – в полтора года, в два и три года, в 5 лет, перед школой. В некоторых странах скрининг на РАС включен в протокол осмотра детей, и педиатры обязаны его провести даже при отсутствии жалоб у ребенка и его родителей.

На что обратить внимание родителям, чтобы вовремя диагностировать расстройство аутистического спектра

Pixabay

Более поздние признаки РАС (для детей старше двух лет):

  • постоянно повторяющиеся движения (машут руками, раскачиваются);
  • трудности с началом и поддержанием разговора;
  • проблемы с участием в социальных играх и играх, требующих воображения;
  • дословное повторение одних и тех же слов или фраз в сочетании с непониманием, как их использовать, изменение местоимений на обратные («ты» вместо «я»), несвязные ответы на вопросы, необычный голос (певучий или роботоподобный);
  • озабоченность определенными объектами или предметами (номерные знаки, собаки, колеса игрушечных машин);
  • жесткое соблюдение определенных распорядков или ритуалов (ребенок придерживается строгого маршрута, сильно тревожится при малейших изменениях в режиме дня, не любит новые места).

Чем отличается расстройство аутистического спектра от СДВГ

Чем отличается расстройство аутистического спектра от СДВГ

Pixabay

Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.

Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.

Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.

Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.

Наиболее явные отличия расстройства аутистического спектра от СДВГ или особенности:

  • Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
  • Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
  • Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.
  • Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
  • Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
  • Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
  • Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
  • Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.

Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.

Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.

Как ставится диагноз расстройства аутистического спектра

Как ставится диагноз расстройства аутистического спектра

Pixabay

Ни один лабораторный тест не может диагностировать РАС, т.к. симптомы чрезвычайно широки и уникальны для каждого человека.

Поскольку некоторые симптомы совпадают с СДВГ, диагностика и разделение расстройств могут быть затруднены. Протокол диагностики РАС требует специфической для аутизма оценки поведения, проводимой квалифицированным специалистом с подготовкой в области диагностики нарушений развития у детей.

Формально в России такая подготовка есть только у врачей-психиатров, хотя ей могут обладать и неврологи, и педиатры, и клинические психологи.

Основное исследование для выявления РАС – осмотр и диагностические обследования, скрининг на РАС. Диагноз ставят исключительно на основе поведения, описанного в критериях диагностики DSM-5.

Но диагност также может предложить проверку слуха или зрения, чтобы исключить другие нарушения. Например, проблемы с реакцией на обращенную речь могут возникать как при нарушении слуха, так и при аутизме. Еще могут назначить ЭЭГ или МРТ, но только при подозрении на дополнительное расстройство, например эпилепсию.

Терапия и коррекция поведения детей с расстройством аутистического спектра

Терапия и коррекция поведения детей с расстройством аутистического спектра

Pixabay

Нельзя говорить, что человек «излечился» от РАС – так же как от пневмонии, например.

Учёные научились облегчать симптомы и уменьшать дезадаптацию, но пока не могут навсегда избавить человека от них. В каком-то смысле РАС – это хроническое расстройство, которое может требовать постоянного лечения и сопровождения.

Терапевтические меры для детей с РАС делятся на:

  1. профилактические – развитие навыков (структурированное обучение, обучение навыкам общения);
  2. лечебные – решение проблемного поведения (поведенческий анализ, медикаментозная терапия).

Установка подходящего дневного режима – жизненно важная опора подхода к человеку с расстройством аутистического спектра.

Терапевтические варианты:

  • ранние образовательные вмешательства;
  • специально-педагогическое ведение;
  • когнитивная и образовательная терапия;
  • обучение с психотерапией родителей.

Симптоматическое лечение – психофармакологическая терапия (строго по назначению детям с РАС):

  • нейролептики;
  • антидепрессанты;
  • психостимуляторы;
  • агонисты альфа2-адренергических рецепторов (Клонидин);
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.

Всегда ли полезна терапия расстройства аутистического спектра

Всегда ли полезна терапия расстройства аутистического спектра

Pixabay

Терапия расстройства аутистического спектра может навредить, когда:

  1. Не учитывают потребности конкретного человека. Например, в ходе «терапии поведения» маленького ребенка с РАС могут активно усаживать за стол, заставляя раскладывать карточки и предметы определенным образом. При этом ему может быть важнее научиться выражать желания, эффективно взаимодействовать со взрослыми, повторять за ними и получать от этого удовольствие. В результате многие дети начинают избегать такого активного «лечения».
  2. Используют препараты, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ для терапии РАС – антипсихотики и нейролептики. Они помогают при выраженных нарушениях поведения: раздражительности, агрессии и самоагрессии, но практически не влияют на развитие, навыки и внимание. При этом они могут вызвать серьезные побочные эффекты. Когда их назначают ребенку без расстройств поведения, который нуждается в обучении – вместо пользы он получает вред.
  3. Прибегают к альтернативным методам, у которых нет доказательств эффективности – например, лекарствам, содержащим вытяжку мозга крупного рогатого скота или свиней.

Для улучшения неблагоприятного прогноза РАС важен ранний и точный диагноз. При несвоевременном обнаружении проблемы, человек может жить на грани общества.

РАС – группа сложных отклонений, нарушающих развитие общения в раннем детстве, препятствующих созданию нормальных межличностных отношений. Это препятствие, мешающее людям адаптироваться к среде, в которой они живут. Жизнь становится для них хаосом без правил, поэтому они создают правила, понимаемые только их логикой.


Источник