Семья

Распознавание, смягчение и предотвращение тяжелых последствий травли в школе

Фото: img.freepik.com

Как распознать травлю?

1. Внимательно слушать ребёнка

Из школы вернувшийся человек хочет с нами поделиться чем-то. В это время мы работаем, готовим, занимаемся младшими детьми и не очень концентрируемся на нем. В подобных ситуациях лучше 15 минут внимательно выслушать, чем упустить важное. Если речь идет о том, что кто-то в классе плакал, у кого-то отобрали вещь, против кого-то объединились другие дети, стоит аккуратно выяснить подробности.

2. Отмечать ухудшения настроения

Ребенок был тихим, общительным, а потом замкнулся и не идет на контакт. Пришел из школы, с силой отшвырнул рюкзак, хлопнул дверью. Так могут проявляться возрастные особенности — очередной этап взросления, начало подросткового возраста. Но бывает, что за этим стоит проблема, о которой он не хочет говорить. Нужно дождаться момента – после еды, душа, в спокойном состоянии – чтобы обсудить: «Когда люди швыряют вещи и хлопают дверями, обычно они себя очень плохо чувствуют».

3. Наблюдать за нежеланием ходить в школу

Порой почти все дети выражают: «В школу не хочу», «Всё надоело», «Больше туда не пойду». Может показаться, что ребёнок просто недостаточно выспался, устал, заболел. Но если каждый день перед школой у человека ужасное настроение, слезы, протест, крик, стоит задуматься, не сталкивается ли ребёнок в школе с серьёзной проблемой.

4. Обращать внимание на снижение успеваемости

Этот признак может указывать на различные причины: проблемы в семье, возрастные трудности, ухудшение самочувствия и другие факторы. Вместе с указанными выше маркерами он может свидетельствовать о том, что ребенок подвергается буллингу.

Чтобы глубже понять ребёнка, подвергающегося школьному насилию, родителям следует почитать несколько художественных книг по данной тематике. Рассказ от первого лица даст возможность увидеть мысли, чувства и поступки жертвы.

Как погасить травлю?

1. Личная встреча с классным руководителем

Обратитесь к классному руководителю за личной встречей, если заметили тревожные моменты в поведении или словах ребенка. Во время общения важно видеть и слышать педагога, его реакцию. Наладить сотрудничество в данном деликатном вопросе важно с настроем на партнерство, а не предъявление претензий. Укажите, что вашему (или другому) ребенку плохо, что происходящее серьёзно, и вы готовы помочь разрешить ситуацию.

Взаимодействие классного руководителя с семьёй ученика.

В благоприятном сценарии педагог берет на себя роль защитника ребенка, подвергающегося травле. Он ведёт беседы с детьми, чтобы те поняли, что каждый заслуживает уважения, принятия и доброжелательного отношения. Показывает, что жертва травли теперь под его личной опекой. Аналогичную работу необходимо провести и с родителями, обратив их внимание на опасность допуска в детском коллективе насилия — морального или физического, скрытого или явного. В свою очередь, как родители, мы предлагаем учителю помощь — активное участие, подготовку материалов, подборку литературы.

3. Анализ результатов совместной работы

По итогам важно вернуться к детям, поддерживая с ними открытые и доверительные отношения без угроз и обвинений. При недостатке уверенности, авторитета и силы убеждения у педагога, травля может переместиться за пределы школы, на улицу или в гаражи, где взрослым сложнее её заметить. В случае игнорирования педагогом необходимости серьезного вмешательства ситуация потребует следующего шага.

4. Обращение в вышестоящие инстанции

Не все педагоги приемлют каждого ученика с пониманием. Кто-то может начать обвинять жертву агрессии, кто-то притворится, что проблем нет, а кто-то объяснит родителям ребенка, пострадавшего от травли, что тот не такой, как надо. Такие заявления — сигналы для родителей. При отсутствии сотрудничества с учителем нужно обращаться к директору и вышестоящим органам. Всегда есть риск, что после разбирательств, выходящих за рамки класса, ребенок не сможет учиться в этой школе. Но это будет цена, которую придется заплатить за его психологическое благополучие.

Кропотливо прекращение школьной травли защищает детей, родителей и школу от серьёзных проблем. Прежде всего, это профилактика самоубийств среди несовершеннолетних. Во-вторых, это возможность предотвратить вспышки насилия в школах. И, наконец, дружелюбная и поддерживающая атмосфера в детском коллективе помогает избежать многих трудностей, включая ухудшение психического здоровья детей. Именно поэтому взрослым — родителям и учителям — необходимо вовремя объединиться и сделать всё возможное, чтобы остановить травлю.

С ребёнком говорите о проявлениях травли и действиях в случае преследований.
Да, обсуждаем эти вещи
Нет, пока не обсуждали
У меня нет детей