Семья

Распознайте первые сигналы дислексии у ребенка и помогите ему успешно развиваться.

Фото: img.freepik.com

Октябрь во многих странах мира объявлен месяцем осведомленности о дислексии. Специалисты уделяют большое внимание важности раннего выявления этого нарушения восприятия. При дислексии ребенок может иметь средний или высокий интеллект, но испытывать большие трудности с чтением, письмом и правописанием. При надлежащей поддержке дети с таким нарушением могут преодолеть трудности и добиться успеха в учебе.

6 главных признаков, которые могут говорить о дислексии у ребёнка.

Трудности с запоминанием детских стихов

Медленное развитие речи

Дети с дислексией иногда начинают говорить позднее сверстников и у них бывают сложности с чёткой речью. Такому ребёнку трудно обрабатывать звуки речи, что мешает точно повторять их.

Трудности с обучением чтению

Запоминание буквы и её связи со звуком может быть проблемой для детей с дислексией, у которых трудности с последовательной памятью и установлением связи между фонемами и графическими символами.

Проблемы с исполнением нескольких поручений одновременно.

Дети с дислексией могут затрудняться в исполнении нескольких поручений, упуская детали или меняя местами шаги.

Путаница со словами, указывающими направление

Слова, обозначающие направление (например, «влево», «вправо», «вверх» и «вниз»), могут путать людей с дислексией. Такая особенность часто сохраняется и во взрослом возрасте.

Трудности с кратковременной памятью

Детям с этой трудностью иногда трудно запомнить новую информацию, например, имя друга или простые указания, из-за того что дислексия может воздействовать на рабочую память, которая отвечает за кратковременное хранение и переработку данных.

Другие признаки дислексии у детей

Дислексия часто обнаруживается у детей при освоении навыков чтения и письма в школе.

  • Чтение: Проблемы с восприятием текста, замедленное чтение и оговорки при декламации.
  • Письмо: Неправильное написание слов, изменение порядка букв в слове или смешение похожих букв.
  • Грамматика: трудности с изучением приставок или суффиксов.
  • Внимание: Потеря внимания, неусидчивость и трудности с прослушиванием рассказов.
  • Мелкая моторика: Затруднения при раскрашивании линий и небрежные штрихи кисти.
  • Тревожность: Тревога проявляется, особенно во время чтения вслух.
  • Семейный анамнез: Остальные члены семьи испытывают подобные трудности.

Шарлотта Гейтер, руководитель отдела образования сервиса репетиторов Explore Learning, подчеркивает: дислексия не говорит о интеллектуальных способностях. При надлежащей помощи дети с дислексией могут добиться впечатляющих результатов. Главное — выявить индивидуальные потребности каждого ребенка и адаптировать под них образовательные методы.

5 способов поддержать ребёнка с дислексией:

Шарлотта Гейтер выделяет ряд стратегий поддержки детей с дислексией.

Используйте несколько чувств для обучения:

Включайте визуальные, слуховые и тактильные действия. Для маленьких детей полезно лепить буквы из пластилина или петь песенки про алфавит. Ученикам постарше рекомендуется цветовое кодирование различных частей речи или создание интеллект-карт для структурирования рассказов.

Разделите задачи на более мелкие ступени.

Объемные задания представляют трудности для учеников с дислексией. Визуальные контрольные списки полезны для младших детей, а приложения для управления цифровыми задачами — для более старших детей и подростков. Отметка завершения этапов во всех возрастных группах поддерживает мотивацию.

Предоставляйте больше времени для чтения и письма.

Минимизация давления времени может помочь детям более эффективно обрабатывать информацию. Младшим школьникам можно увеличить время чтения или использовать песочные часы для письменных заданий, чтобы сделать время визуальным. Старшим школьникам выделять дополнительное время на домашние задания и задания по чтению. Создайте тихое, свободное от отвлекающих факторов учебное пространство дома и поощряйте регулярные перерывы для сохранения концентрации.

Используйте полезные технологии

Для обучения используйте средства, подходящие возрасту. Интерактивные приложения для работы с произношением и цифровые сборники рассказов могут сделать чтение увлекательнее для младших школьников. Старшим школьникам будет полезна программа для преобразования текста в речь при выполнении заданий по чтению, а также программы проверки орфографии для написания работ. Учащимся средней школы могут пригодиться инструменты распознавания голоса для ведения заметок, в то время как программное обеспечение для проверки грамматики полезно для улучшения качества письменных работ.

Сосредоточьтесь на сильных сторонах

Важно выявить и развить у ребенка сферы, где ему удается преуспеть, чтобы повысить его уверенность и мотивацию. Для учеников начальной школы это может означать похвала за креативность в рассказываниях историй или мастерство в практических занятиях. Подростков можно поощрять вступать в клубы или заниматься проектами, которые используют их сильные стороны, будь то наука, искусство или спорт. Учащихся средней школы следует направлять к факультативным предметам и внеклассным мероприятиям, соответствующим их талантам и интересам.

В вашем детстве возникали трудности с учёбой, о которых говорится в статье?
Да, было такое
Нет, всё шло легко
Уже не помню