Радость вместо упреков: о ложках малышей

Ваш ребёнок говорит, что кошку обвиняет в разбитой чашке, хотя вы видели, как он сам её уронил? Не спешите его наказывать: психологи уверены, что детская ложь — признак не плохого характера, а сообразительности и эмоционального интеллекта.
Знакома ли вам ситуация, когда трехлетний ребенок с серьезным лицом клянется, что не трогал конфету, а всё лицо перемазано шоколадом? Такие выдумки часты. И, вопреки страхам родителей, это вовсе не значит, что ребенок вырастет лжецом. Наоборот: специалисты считают, что дети, которые начинают лгать в раннем возрасте, обладают высоким уровнем интеллекта и хорошо развитыми социальными навыками.
Почему дети врут?
По мнению психолога доктора Кана Ли, дети начинают осваивать искусство лжи уже в два года. К трем годам около половины детей время от времени говорят неправду, а к четырем этот показатель возрастает до восьмидесяти процентов. Причины, побуждающие ребенка лгать, могут быть различными.
-
желание избежать наказания,
-
получить желаемое,
-
Пусть полет воображения бескрайним будет! Для малыша мир сновидений и действительности ещё не разделен, поэтому ему свойственна вера в свои фантазии.
Ребёки иногда так убедительно придумывают истории о странном поведении близких и знакомых — мужа, бабушки, воспитательницы из садика или монстра из-под кровати — что у нас мурашки по коже бегут, пока не узнаем правду.
В чём суть детских лживых высказываний?
Чтобы солгать ребёнку, необходимо обладать двумя важными способностями: теорией разума — пониманием чужих мыслей — и самоконтролем для подавления эмоций и незаметного сохранения истины.
По словам доктора Ли, эти навыки тесно связаны с развитием социального и эмоционального интеллекта. Дети, которые умеют врать более изощренно и продуманно, проявляют креативность, смекалку и способность оценивать ситуацию с разных точек зрения.
Как реагировать родителям на детские ложь?
Родителям сложно сохранять спокойствие при лжи ребёнка, но психологи советуют воздержаться от крика и строгих наказаний. Лучше использовать ситуацию как повод для разговора о честности, объясняя важность правды. Необходимо избегать ярлыков и допросов. В большинстве случаев ложь у детей дошкольного возраста — нормальный этап развития, а не показатель испорченного характера.
Вместо того чтобы обращать внимание на обман, постарайтесь понять, к чему стремился ребенок своей ложью. Может быть, хотел избежать неприятностей? Или добиться чего-то? Возможно, просто включил воображение? Помогите ему научиться выражать чувства и желания честно. И обязательно хвалите за правду, даже если признание даётся с трудом.