Семья

Пять признаков, которые могут указывать на нарциссизм у ребенка

Фото: img.freepik.com

Как пережить фазу излишнего самомнения у ребёнка и применить перфекционизм во благо?

Психологи много лет дебатируют о том, является ли нарциссическое расстройство заболеванием. Что провоцирует его возникновение? Исследователи из Амстердама предположили, что склонность к самолюбованию может появиться у ребенка уже в утробе матери. Матери часто считают своих будущих малышей самыми умными, красивыми и талантливыми, повторяя это при поглаживании живота. После появления на свет чада мало кто прекращает подобное поведение.

Родители обращаются к специалистам, когда похвала побуждает ребёнка к действиям, а негативная оценка вызывает публичные истерики и крики.

Как распознать нарцисса?

Сначала нужно научиться различать здоровую самооценку и нарциссизм. Если ребёнок говорит: «Я выиграю конкурс», «Меня примут в кружок любителей робототехники» или «Аня будет танцевать только со мной у елочки на утреннике», это здоровые амбиции.

Насторожиться стоит, если ребенок:

  1. Чувство превосходства над ровесниками проявляется постоянно, независимо от наличия выдающихся способностей.

  2. Чувствует боль от участия в «вторых ролях» (на выступлениях, во время занятий, в играх). Стремится к первенству во всех сферах жизни, игнорируя командные задачи.

  3. Плачет, устраивает истерикиЕсли друг достиг успеха, превосходящего твой.

  4. За хорошее действие ожидает похвала, а без неё огорчается.

  5. Не находит наслаждения, счастья, довольства в самой игре, учёбе, спорте, без достижения определённого результата.

Не беспокойтесь, если у ребёнка или знакомых вам малышей наблюдаются один или два из перечисленных «симптомов». Необходимо корректировать поведение, если проявляются все признаки (большинство) признаков в избычной степени.

«Дозировать» похвалу и наказание

Родителям следует больше внимания уделять оценкам ребенка, чем воспитателям или учителям. Нельзя поощрять только успехи и наказывать или игнорировать промахи.

Ребенку следует хвалить ежедневно. Вне зависимости от отметок в дневнике, грамот или наград. Примите за привычку дарить комплименты без повода. Обнимайте и целуйте во время просмотра семейной комедии, поддерживайте при получении «четверки» в сложной дисциплине, если старались.

Не бойтесь указывать на незаметные мелочи, например, грязную постель или разбросанные предметы, даже если ребенок принес домой отличные оценки.

Следуйте одному курсу действий. Хвала сегодня без неё завтра – даже малая манипуляция над непостоянной личностью.

Давайте более сложные задания

Встречаются случаи, когда дети с высоким IQ начинают скучать в обычных классах. Такие дети уже решили задачи по математике, знают все планеты Солнечной системы и даже лирику Пушкина выучили еще в детском саду. Юный гений рано или поздно начнет хулиганить, перебивать учителя или превратиться в нарцисса, ведь равных ему рядом нет.

В некоторых случаях целесообразно перевести ребёнка из обычной школы в гимназию, а также записать его на дополнительные кружки для раскрытия его потенциала. Важно заметить таланты и способствовать их развитию.

Учите радоваться жизни

Как часто вы делаете что-то по своей настоящей воле?

Показывайте ребёнку, что важен не только результат, но и сам процесс деятельности должен приносить удовольствие.

Когда семья ставит превыше всего высокие достижения и считает нормой девиз «Если ты не можешь быть лучшим, зачем беспокоиться?», то ребенок перестает ценить игры с друзьями во дворе, походы на дни рождения, спорт. Зачем гонять мяч по полю, если его пока не позвали играть в «Реал Мадрид»?

Проснувшись в нерабочий день, собирайтесь всей семьей в парк на лыжах, испеките пиццу, устройте марафон рождественских комедий. Несколько таких выходных — и вы покажете наследнику, что радоваться можно и без кубка и медали.

Если этого не сделать, ребёнок может потерять связь со своим истинным «Я», реальными желаниями, потребностями, симпатиями и антипатиями. Вместо того чтобы понять, кто он есть на самом деле, и искать свою нишу для развития, он будет стремиться к тому, что непременно получит одобрение родителей.

Заведите устный «дневник»

Запись собственных впечатлений и действий отложилась в прошлом вместе с другими детскими играми. А в привычках записывать свои дела и анализировать их скрывалось много пользы для ребёнка.

Введите с ребенком традицию ежедневных бесед перед сном длительностью 10-15 минут. Пусть ребенок расскажет вам о хорошем и плохом, что было за день. Задавайте вопросы: «Что бы ты сделал по-другому в следующий раз?», «Как поступали твои друзья?» ,«Что еще ты хотел бы?». Так у ребенка сформируется собственное представление о событиях. Ему станет понятно, что он сделал правильно, и где можно улучшить свою работу, без похвалы со стороны взрослого.

Не сравнивайте

Сравнение с другими может быть не лучшим стимулом, особенно для тех, чья личность еще только формируется. Избегайте фраз вроде «А у Пети получилось», «Катя уже сама это умеет», «Денис — лучший игрок команды».

Лучше показать ребёнку его неповторимость. Надо научить воспринимать поступки сознательно, видеть дальше. Любая песня, выученная на уроке или в садике, не для похвалы учителя или галочки в дневнике. Пусть ребёнок поймёт, что делает это для развития голоса и голосовых связей. правильная речь без проглатывания словЕму пригождаются и во время защиты школьного реферата, и выступления на дебатах в университете.