Семья

Пять признаков, которые могут свидетельствовать о нарциссизме у ребенка.

С семейным психологом разберёмся, стоит ли противостоять излишней самоуверенности ребёнка и как применять стремление к совершенству в воспитании.

Анна Гусевапсихология

Психологи много лет дебатируют о статусе нарциссического расстройства как заболевания. Что провоцирует его развитие? Исследователи из Амстердама предположили, что склонность к самолюбованию может закладываться еще в утробе матери. Матери часто называют будущих детей «самыми умными, красивыми и талантливыми», гладя округлившийся живот. Редко кому удается прекратить это с рождением ребенка.

Когда похвалу ребенок воспринимает как стимул к действиям, а критику — вызывая публичные приступы гнева, родители проявляют беспокойство и обращаются за помощью к специалистам.

Как распознать нарцисса?

В первую очередь нужно научиться различать здоровую самооценку и нарциссизм. Если ребёнок говорит: «Я выиграю конкурс», «Меня примут в кружок любителей робототехники» или «Аня будет танцевать со мной только у елочки на утреннике», это здоровые амбиции.

Насторожиться стоит, если ребенок:

  1. Чувство превосходства над ровесниками присутствует постоянно, независимо от реальных способностей и навыков.

  2. Считает «вторые роли» неприятными (на сцене, на занятиях, во время игры). Желает быть первым во всём, игнорируя командную работу.

  3. Плачет, устраивает истерикиЕсли друг добился большего успеха, чем ты.

  4. Любое действие, исполненное удачно, встречает похвалу, а отсутствие её вызывает огорчение.

  5. Не ощущает удовольствия, радости, удовлетворения в процессе игры, учёбы, спорта без достижения конкретного результата.

Не бойтесь, если у вашего ребенка или знакомых малышей проявляются один или два из перечисленных «симптомов». Корректировать поведение нужно, когда присутствует большинство признаков в завышенной форме.

«Дозировать» похвалу и наказание

Родителям этот принцип более важен, чем воспитывающим или учителям. Нельзя поощрять ребенка лишь за достижения и наказывают или игнорировать его ошибки.

Ребенка следует хвалить ежедневно. Не важно, есть ли у человека пятёрки в дневнике, грамоты или медали. Примите за привычку делать комплименты без повода. Обнимайте и целуйте во время просмотра семейной комедии, подбадривайте за «четвёрку», если предмет сложный и человек старался.

Не бойтесь указывать на незаправленную кровать или раскиданные вещи, даже если ребёнок привёл домой только отличные оценки.

Будьте последовательны в своих оценках. Положительное отношение сегодня, а завтра отрицание — даже малая измена на ранней стадии развития личности.

Давайте более сложные задания

Часто дети с высоким уровнем интеллекта начинают скучать в обычных классах.
Уже решили задачку по математике, назвали все планеты Солнечной системы, а лирику Пушкина выучили еще в детском саду. Юный гений рано или поздно начнет хулиганить, перебивать учителя или… превратиться в нарцисса. Ведь равных ему рядом нет.

Когда целесообразно перевести ребёнка из обычной школы в гимназию, записав его на дополнительные занятия для реализации имеющегося у него потенциала.

Учите радоваться жизни

Как часто вы делаете то, что нравится вам, не ради денег или почестей?

Научите ребёнка, что важен не только результат, но и сам процесс занятия.

Когда семья ставит высокую планку успехов и считает нормой девиз «Если ты не можешь быть лучшим, зачем беспокоиться?», ребёнок перестаёт ценить игры с друзьями во дворе, походы на дни рождения и спорт.

Проснувшись в выходной, соберитесь всей семьёй в парке на лыжах, приготовьте пиццу, устройте марафон рождественских комедий. Несколько таких выходных — и вы покажете наследнику, что радоваться можно и без кубка с медалью на полке.

Если этого не сделать, ребёнок может потерять связь со своим настоящим «Я», своими истинными желаниями, потребностями, симпатиями и антипатиями. Вместо того чтобы разобраться, кто он на самом деле, и найти область для развития, ребенок будет сосредоточен на том, что точно получит одобрение родителей.

Заведите устный «дневник»

Запись в дневник и его тайное хранение под кроватью ушли вместе с «игрой в резиночку», «вышибалами» и сбором фишек. В этих играх, кстати, было немало полезного для развития ребенка.

Введите с ребенком традицию «устного дневника». 10-15 минут перед сном пусть ребенок делится со своими впечатлениями о прошедшем дне – как хороших, так и плохих. Задавайте вопросы: «Как бы ты поступил в следующий раз?», «Что делали твои друзья?», «Что ещё ты хотел бы?». Так у него самостоятельно формируется собственное видение событий. Ему не понадобится одобрение, чтобы понять, что это он сделал правильно, а где стоит постараться больше.

Не сравнивайте

Сравнение с другими может быть не лучшей мотивацией, особенно для человека, чья личность ещё формируется.

Лучше показать ребенку его неповторимость. Научите относиться к действиям и поступкам сознательно, видеть перспективу. Любая песня, выученная для урока или занятия в садике, не ради похвалы учителя или «галочки» в дневнике. Пусть ребенок поймёт, что делает это для развития голосовых связей, чтобы голос был поставлен хорошо. А голос, как и… правильная речь без проглатывания словЕму пригождаются такие умения и во время защиты школьного реферата, и во время выступлений на дебатах в университете.