Пять признаков, которые могут свидетельствовать о нарциссизме у ребенка.

С семейным психологом разберёмся, стоит ли противостоять излишней самоуверенности ребёнка и как применять стремление к совершенству в воспитании.

Анна Гусевапсихология
Психологи много лет дебатируют о статусе нарциссического расстройства как заболевания. Что провоцирует его развитие? Исследователи из Амстердама предположили, что склонность к самолюбованию может закладываться еще в утробе матери. Матери часто называют будущих детей «самыми умными, красивыми и талантливыми», гладя округлившийся живот. Редко кому удается прекратить это с рождением ребенка.
Когда похвалу ребенок воспринимает как стимул к действиям, а критику — вызывая публичные приступы гнева, родители проявляют беспокойство и обращаются за помощью к специалистам.
Как распознать нарцисса?

В первую очередь нужно научиться различать здоровую самооценку и нарциссизм. Если ребёнок говорит: «Я выиграю конкурс», «Меня примут в кружок любителей робототехники» или «Аня будет танцевать со мной только у елочки на утреннике», это здоровые амбиции.
Насторожиться стоит, если ребенок:
-
Чувство превосходства над ровесниками присутствует постоянно, независимо от реальных способностей и навыков.
-
Считает «вторые роли» неприятными (на сцене, на занятиях, во время игры). Желает быть первым во всём, игнорируя командную работу.
-
Плачет, устраивает истерикиЕсли друг добился большего успеха, чем ты.
-
Любое действие, исполненное удачно, встречает похвалу, а отсутствие её вызывает огорчение.
-
Не ощущает удовольствия, радости, удовлетворения в процессе игры, учёбы, спорта без достижения конкретного результата.
Не бойтесь, если у вашего ребенка или знакомых малышей проявляются один или два из перечисленных «симптомов». Корректировать поведение нужно, когда присутствует большинство признаков в завышенной форме.
«Дозировать» похвалу и наказание

Родителям этот принцип более важен, чем воспитывающим или учителям. Нельзя поощрять ребенка лишь за достижения и наказывают или игнорировать его ошибки.
Ребенка следует хвалить ежедневно. Не важно, есть ли у человека пятёрки в дневнике, грамоты или медали. Примите за привычку делать комплименты без повода. Обнимайте и целуйте во время просмотра семейной комедии, подбадривайте за «четвёрку», если предмет сложный и человек старался.
Не бойтесь указывать на незаправленную кровать или раскиданные вещи, даже если ребёнок привёл домой только отличные оценки.
Будьте последовательны в своих оценках. Положительное отношение сегодня, а завтра отрицание — даже малая измена на ранней стадии развития личности.
Давайте более сложные задания

Часто дети с высоким уровнем интеллекта начинают скучать в обычных классах.
Уже решили задачку по математике, назвали все планеты Солнечной системы, а лирику Пушкина выучили еще в детском саду. Юный гений рано или поздно начнет хулиганить, перебивать учителя или… превратиться в нарцисса. Ведь равных ему рядом нет.
Когда целесообразно перевести ребёнка из обычной школы в гимназию, записав его на дополнительные занятия для реализации имеющегося у него потенциала.
Учите радоваться жизни

Как часто вы делаете то, что нравится вам, не ради денег или почестей?
Научите ребёнка, что важен не только результат, но и сам процесс занятия.
Когда семья ставит высокую планку успехов и считает нормой девиз «Если ты не можешь быть лучшим, зачем беспокоиться?», ребёнок перестаёт ценить игры с друзьями во дворе, походы на дни рождения и спорт.
Проснувшись в выходной, соберитесь всей семьёй в парке на лыжах, приготовьте пиццу, устройте марафон рождественских комедий. Несколько таких выходных — и вы покажете наследнику, что радоваться можно и без кубка с медалью на полке.
Если этого не сделать, ребёнок может потерять связь со своим настоящим «Я», своими истинными желаниями, потребностями, симпатиями и антипатиями. Вместо того чтобы разобраться, кто он на самом деле, и найти область для развития, ребенок будет сосредоточен на том, что точно получит одобрение родителей.
Заведите устный «дневник»

Запись в дневник и его тайное хранение под кроватью ушли вместе с «игрой в резиночку», «вышибалами» и сбором фишек. В этих играх, кстати, было немало полезного для развития ребенка.
Введите с ребенком традицию «устного дневника». 10-15 минут перед сном пусть ребенок делится со своими впечатлениями о прошедшем дне – как хороших, так и плохих. Задавайте вопросы: «Как бы ты поступил в следующий раз?», «Что делали твои друзья?», «Что ещё ты хотел бы?». Так у него самостоятельно формируется собственное видение событий. Ему не понадобится одобрение, чтобы понять, что это он сделал правильно, а где стоит постараться больше.
Не сравнивайте

Сравнение с другими может быть не лучшей мотивацией, особенно для человека, чья личность ещё формируется.
Лучше показать ребенку его неповторимость. Научите относиться к действиям и поступкам сознательно, видеть перспективу. Любая песня, выученная для урока или занятия в садике, не ради похвалы учителя или «галочки» в дневнике. Пусть ребенок поймёт, что делает это для развития голосовых связей, чтобы голос был поставлен хорошо. А голос, как и… правильная речь без проглатывания словЕму пригождаются такие умения и во время защиты школьного реферата, и во время выступлений на дебатах в университете.
