Пять лучших фильмов XX века по версии Андрея Кончаловского
Народный артист РСФСР Андрей Кончаловский продолжает активную творческую деятельность. Режиссёр уверен, что многие молодые зрители «уже не знают о существовании отличных вещей: музыки, кинофильмов». По просьбам подписчиков Кончаловский выложил «Топ-5» фильмов XX века, которые произвели на него огромное впечатление.
«Летят журавли»
1957 год, режиссёр Михаил Калатозов
Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Кадр из фильма «Летят журавли»
Фильм снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». История любви Бориса и Вероники, которая разворачивается во время Великой Отечественной, не оставила равнодушными зрителей разных стран мира. Картина получила в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» Международного Каннского кинофестиваля.
«Я бросил консерваторию после того, как посмотрел «Летят журавли». Когда я увидел его, я понял, что должен заниматься кинематографом. Это великий фильм, революционный. Клод Лелюш стал снимать кино именно после этой картины», — рассказал Андрей Кончаловский.
«Паяцы»
1948 год, режиссёр Марио Коста
Тито Гобби и Джина Лоллобриджида. Кадр из фильма «Паяцы»
Фильм-опера «Паяцы» на музыку Руджеро Леонкавалло позволил зрителям по достоинству оценить талант Тито Гобби. В середине двадцатого века от оперных певцов, которые снимались в кино, не требовали актерской игры, но Гобби, исполнявший в картине две роли, проявил себя блистательным артистом и вокалистом. Партии Джины Лоллобриджиды исполнила Онелия Финески.
Андрей Кончаловский вспоминает впечатления от фильма: «Будучи юношей, я смотрел много раз «Паяцы» – оперу, снятую в кино. Там невероятно красивая музыка, и там снималась Джина Лоллобриджида. Мне было 16 лет, и я сходил с ума, смотрел этот фильм много раз и мечтал, что у меня будут с ней отношения».
«Забытые»
1950 год, режиссёр Луис Бунюэль
Кадр из фильма «Забытые»
Драма Луиса Бунюэля из жизни мексиканских беспризорников вышла на экраны 69 лет назад. Премьера картины состоялась в Мексике 9 ноября 1950 года. Бунюэль признавался, что фильм вдохновлен идеями итальянского неореализма. «Фильм открывает убийцу внутри каждого из нас. Персонажи поступают дурно не оттого, что их природа зла, а по причине бедности, страха, отсутствия любви», — пишет Time Out. Картна внесена ЮНЕСКО в реестр «Память мира».
«На меня и на Андрея Тарковского как на режиссеров сильно повлиял великий испанский режиссер Луис Бунюэль, особенно две его картины – «Viridiana» («Виридиана») и мощнейший фильм про мексиканских беспризорников «Los olvidados» – «Забытые». У Тарковского даже есть цитаты из Бунюэля: в фильме «Зеркало», когда женщина парит над кроватью. На мой взгляд, бояться цитат не надо», — уверен Кончаловский.
«8 ½»
1963 год, режиссёр Федерико Феллини
Фильм «8 ½» («Otto e mezzo») называют фильмом-исповедью Федерико Феллини. Картина рассказывает о жизни и поисках вдохновения режиссера Гвидо Ансельми. Герой Марчелло Мастроянни разочарован в любви и жизни, зашел в тупик в поисках свежих идей и не видит будущего. Феллини мастерски встраивает в реальность сюрреалистические образы и детские воспоминания Ансельми.
«Следующая картина, которая произвела на меня потрясающее впечатление, это «8 ½» Федерико Феллини. Она во многом определила желание делать как он и лучше», — признался Андрей Кончаловский. Ранее режиссер не раз отмечал, что стремился перенять у талантливых режиссеров разных стран и времён умение создавать яркие многозначные образы.
«Пепел и алмаз»
1958 год, режиссёр Анджей Вайда
Кадр из фильма «Пепел и алмаз»
«Пепел и алмаз» — последняя часть «военной трилогии» Анджея Вайды. Картина снята по мотивам повести Ежи Анджеевского. События фильма начинаются 8 мая 1945 года, после капитуляции гитлеровской Германии. «И ещё один фильм – «Пепел и алмаз» Анджея Вайды – шедевр польского кино. Это была картина тех времен, когда поляки стали освобождаться от советского давления. Я тогда учился на втором курсе во ВГИКе, и эту картину привезли из посольства.
Её зарядили в крохотной монтажной, куда набилось 50 человек, мы сидели друг на друге. Это был первый антисталинский фильм, который я увидел. Там был эпизод, когда после демонстрации на земле лежит огромный портрет Сталина и замечательный артист Збигнев Цибульский проходит ногами прямо по портрету. Для советского человека увидеть такой кадр – абсолютный шок», — поделился Андрей Кончаловский пережитыми эмоциями.
Фото: Persona Stars; @andrei_konchalovsky