Семья

Как понять, переоценивает ли ребенок свои способности

Фото: img.freepik.com

Действительно ли это возможно? Мы привыкли к тому, что самооценку ребенка необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Однако, в результате, вместо самооценки у ребенка сформировалось завышенное самомнение.

Ребенок с завышенной самооценкой убежден в своей правоте и болезненно реагирует на любую критику. Он не способен объективно оценивать свои способности и не замечает собственных изъянов. Какие последствия имеет у ребенка излишняя самоуверенность и какие методы помогут справиться с этой проблемой?

До достижения трехлетнего возраста ребенок склонен считать себя всеведущим и всесильным. На этом этапе развития он осознает лишь собственное существование. Он еще не обладает знаниями о себе и своих личных характеристиках. Сначала ребенок начинает оценивать окружающих, а затем переходит к самооценке. В возрасте трех-четырех лет малыш стремится подражать взрослым. Однако он не учитывает свои фактические возможности и приписывает себе только те качества, которые одобряют родители. При самооценке он повторяет мнение взрослого — я послушный, потому что так сказал папа.

Высокая самооценка у детей до шести лет — это обычное явление. После этого она постепенно уменьшается. Ребёнок начинает оценивать себя по результатам своих поступков и по своему положению в коллективе сверстников. К моменту окончания начальной школы самооценка обычно становится реалистичной. Однако, в некоторых случаях это не происходит. Это может быть связано с тем, что родители чрезмерно хвалили ребёнка и проявляли излишнее одобрение всех его действий.

Признаки завышенной самооценки

По манере поведения ребенка часто можно заметить излишнюю сосредоточенность на собственной личности. Необходимо своевременно корректировать такое поведение. Рассмотрим, какие признаки указывают на завышенную самооценку, и как можно воздействовать на эти тенденции.

1. «Я уже все знаю и все умею»

Детям с завышенной самооценкой свойственно преувеличивать свои способности. Их уверенность в себе настолько велика, что они нередко выбирают задачи, которые им не под силу. В качестве примера можно вспомнить Незнайку, который принимался за самые разные занятия – игру, рисование, вождение автомобиля – несмотря на отсутствие необходимых навыков. Он был убежден, что в этом нет ничего сложного и что он сможет справиться с любой задачей.

Что делать

Оценивайте только подтвержденные достижения. Сочетайте похвалу с конструктивной критикой. Учите предвидеть результат и определять этапы выполнения. Обсуждайте с ребенком то, что он реально умеет, вместо того чтобы ограждать от трудностей, необходимо предоставить возможность обучения и тренировок. Позвольте ребенку познакомиться с реальными ситуациями, пережить неудачный опыт и научиться объективно оценивать себя. Если он хочет участвовать в соревнованиях без предварительной подготовки, позвольте ему попробовать. В случае неудачи он осознает, насколько важно правильно оценивать свои силы и потенциал.

2. «Я самый лучший»

Одной из характерных черт повышенной самооценки является стремление ребенка возвысить себя над другими. Он ожидает, что все внимание окружающих будет сосредоточено исключительно на нем. Зачастую он использует других детей, чтобы подчеркнуть собственное превосходство: «У него не получилось, а я справляюсь». Такие дети не приемлют конкуренции в любой сфере и нередко испытывают ревность к своим родителям. Если мама выражает похвалу кому-то еще, это может вызвать слезы: «А что насчет меня?». Маленькому ребенку с завышенной самооценкой необходимо, чтобы все внимание было обращено на него, и чтобы мама постоянно одобряла только его достижения. В противном случае он может услышать: «Понятно, ты меня не любишь и не ценишь».

Что делать

Важно помочь ребенку осознать, что он не единственный, кто обладает ценными качествами. Другие дети также достойны похвалы, и у каждого из них есть свои сильные стороны. К примеру, Маша умеет аккуратно делать аппликации, Федя быстрее бегает, а Миша прекрасно справляется со строительством. У других ребят можно перенять полезные навыки. Необходимо объяснить ребенку: «Когда мама делает замечание или хвалит кого-то еще, это не означает, что ее любовь к тебе уменьшилась. Тебе самому приятно получать похвалу, так почему бы не порадовать кого-то еще?». Не забудьте также подчеркнуть, что и у вашего ребенка есть свои таланты, например, он отлично играет в футбол или создает замечательные фигурки из пластилина.

3. «Без советчиков обойдусь»

Ребенку с завышенной самооценкой безразлично, что думают другие. Он считает, что существует лишь два варианта: его мнение и неверное. При работе в команде он сразу переходит к выполнению задачи, не обсуждая ее с остальными участниками или, что тоже возможно, игнорирует их предложения и делает все по-своему. В споре он не уступит, пока не выскажет последнее слово. Он будет утверждать, что все неверно, даже если его оппонент прав. Дело в том, что такой ребенок не видит собственных недостатков и не допускает, что кто-то может выполнить работу лучше него. Вспоминается мультфильм «Песенка мышонка?» Увидев, как хорошо складывают кирпичи товарищи, мышонок разозлился и заявил, что справится лучше всех. Однако у него ничего не получилось, пока он не стал учиться у других.

Что делать

Поощряйте ребенка, чтобы он интересовался мнением окружающих. Начните с игры в интервью. Предложите ему расспросить друзей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, какой цветок они считают наиболее привлекательным. Или, к примеру: «Является ли Буратино хорошим другом?». Ребенок будет внимательно слушать ответы на различные вопросы и научится учитывать не только собственную позицию. Способствуйте развитию умений работать в команде и обращаться за поддержкой.

4. «Виноваты все, кроме меня»

Он объясняет свои достижения личными качествами, а провалы – внешними факторами или поведением окружающих. Такие дети, к примеру, если поскользнутся на камне, винят в этом не себя, а сам камень, который оказался «не на своем месте» на дороге. Мы вновь обратимся к Незнайке. Не добившись успеха, он говорил: «Эка важность! Не барское это дело». Не получилось сыграть? Значит, у него просто оказались «неподходящие» инструменты. Не понравились всем его стихи? Видимо, другие не способны оценить его талант! И не имеет значения, что его строки задели всех.

Что делать

Помогайте ребенку осознавать собственные промахи и приносить извинения. Начните с отработки этого умения в домашних условиях, используя для этого простые, обыденные ситуации. К примеру, если ребенок случайно пролил суп и начинает жаловаться, что ему налили слишком много, постарайтесь объяснить ему: «Не переживай из-за разлитого супа. Но мне будет приятно, если ты попросишь прощения». Подчеркивайте, что все люди иногда совершают ошибки, и это вполне естественно.

5. «Мне все должны»

Высокомерие и поведение, свойственное монархам, также свидетельствуют о завышенной самооценке. Такой ребенок, склонный к хвастовству и чрезмерному употреблению местоимения «я», нередко демонстрирует надменность и бестактность. В стихотворении Агнии Барто «Королева» рассказывается о третьекласснице Настасье, надевшей на голову корону из капрона. Подобное встречается и у детей с завышенной самооценкой: их часто захватывает мания величия, и они убеждены, что окружающие обязаны им оказывать знаки внимания – например, повесить куртку или донести рюкзак. Кроме того, они могут не смущаясь перебивать собеседников, считая это вполне приемлемым. В общении со взрослыми они могут вести себя фамильярно, игнорируя иерархию.

Что делать

Развивайте эмоциональный интеллект и критичность к своему поведению. Важно помочь ребенку научиться понимать свои эмоции, наблюдая сначала за другими людьми, а потом — за собой. Так он сможет контролировать себя и соблюдать правила приличия. Ребенок увидит, что когда ему обидно или плохо из-за чего-то, то и другие могут испытывать то же самое. Таким образом, он поймет, как другим может быть неприятно из-за его поведения. Прививайте культуру общения и уважение к старшим.

Чем опасно чрезмерное самомнение ребенка

Если все поступки растущего ребенка воспринимаются как безусловно правильные, его завышенная самооценка будет только усиливаться. Воспитание, основанное на безоговорочном восхвалении и отсутствии критики, не позволит скорректировать уровень самооценки.

Если ребенок вырастает в атмосфере вседозволенности, это чревато тем, что он не сможет правильно оценивать свои поступки, достижения и потенциал. Он может слишком остро реагировать на свои промахи. К тому же, подобный ребенок склонен принижать значимость окружающих. Это негативно скажется на построении дружеских, деловых и романтических связей. В конечном итоге, его могут избегать другие дети, и он может оказаться в изоляции.

В дальнейшем, во взрослой жизни, такой ребенок осознает реальность и столкнется со сложностями, с которыми не сможет справиться. Его капризы больше никто не станет терпеть и потакать. Это может закончится депрессией и неврозом.

Как скорректировать самооценку

Для восстановления адекватной самооценки потребуется значительное усилие и выдержка. В первую очередь необходимо проанализировать собственные ошибки в воспитании. Важно объективно оценивать успехи ребенка и избегать необоснованных похвал. Удовлетворяйте потребности и желания ребенка в разумных рамках. Обсуждайте с ребенком его чувства и переживания, не сравнивайте его с другими и не вините в неудачах.

Для ребенка крайне необходимо осознавать свои ошибки и принимать собственные недостатки. Способствуйте развитию у ребенка понимания последствий его действий и готовности отвечать за результат. Приучайте его интересоваться чужим мнением, обращаться за поддержкой и уметь извиняться. Однако, все это следует делать деликатно и с максимальным уважением к ребенку, иначе можно спровоцировать конфликты и агрессивное поведение.