Психолог разоблачает ошибки Бенаджамина Спока.
Американский педиатр Бенджамин Спок родился в 1903 году, но основная его деятельность пришлась на середину XX века. В конце 1940-х годов он разработал методику воспитания детей, которая противоречила традиционным представлениям общества того времени. Ранее детей воспитывали с строгостью. Младенцев сразу старались приучать к кормлению по часам, и детям внушалось, что мир не вращается вокруг них, и им необходимо плавно и довольно рано влиться во взрослую жизнь.

Спок совершил переворот в педагогике, утверждая, что следует учитывать мнение детей, предоставлять им самостоятельность. Вместе с тем, его концепция заключает в себе прекрасные советыВ чём же явные недостатки воспитания «по Споку», которое по-прежнему актуально, но совершенно жестоко и противоречит взглядам современных педагогов и психологов?
Ребенка нельзя не брать на руки
По теории Бенджамина Спока, детям требуется внимание, однако особенная ласка и постоянное кормление грудью необходимы только до трех месяцев. После этого стоит приучать к «взрослой и самостоятельной» жизни. Чем реже вы будете брать их на руки, тем меньше шансов у них манипулировать вами через истерики.
Когда малыш плачет, заботливая мама бежит к нему, поднимает на руки и только после этого узнает причину: мокрый подгузник, голод, шум из соседней квартиры или режущийся зуб. Споком был уверен, что с младенчества у ребенка вырабатывается рефлекс: поплачешь — кто-то прибежит, возьмет на руки и удовлетворит желания. Только педиатр не учел одного. Действительно, ребенок со временем начинает понимать, что криком может привлечь внимание родителей. Но это не манипуляция, а единственный способ коммуникации для малыша, который не умеет ходить и говорить. Для него мама — окно в мир.

В ходе игры с подросшим ребёнком Бенджамин Спок советует находиться неподалёку, но не брать его на руки и не поддерживать близкий физический контакт. Так ребёнок будет меньше привязываться к вам, и в случае выхода из комнаты продолжит игру вместо погони за вами. Важно помнить, что все дети индивидуальны, и тип привязанности к родителям у каждого свой. тревожный тип привязанностиМама ни минуты не может остаться одна.

Кира МакароваПсихолог
Специалист по детской нейропсихологии, клинический психолог, педагог-психолог.
Карточка с контактами
Методика доктора Спока больше ориентирована на уход за ребенком, чем на воспитание. Бенджамин Спок считал, что уход и есть воспитание, ошибаясь в главном: ребенку необходима активная жизненная позиция взрослого человека. Если малыш получает достаточное внимание, он сам будет отстраняться для игр, но взрослый должен быть рядом, проявляя доброжелательность и внимательность. У меня, как у педагога, детского психолога и нейропсихолога, есть собственное мнение по этому поводу. Намерения доктора Спока были хорошими: он стремился к счастливому детству, но не учитывал безусловной любви со стороны родителей.
Навязывание строгого графика кормления, сна и ограничение взаимодействия с новорожденным, возможно, навредит его психике больше, чем принесёт пользы.
Ребенок нуждается в тепле и материнской заботе, чувстве защищенности. До года у него активно формируется доверие к миру по теории личности Э. Эриксона. Получить его можно, насытившись материнской заботой и эмоциями, которые дарят взрослые. При частом тактильном контакте четкого режима не будет. Ребенка нужно обнимать, петь ему песни и тому подобное.

Спокойный метод вреден для грудного вскармливания.
Распространен стереотип о том, что именно доктор Спок рекомендовал кормить ребенка каждые четыре часа. Однако известный педиатр такого не говорил. Вместо этого он отошел от традиционного строгого режима, когда ребенку грудь давали только через три часа. Спок также не поддерживал кормление по требованию.
Многие мамы, решившие придерживаться популярной методики, отказывались кормить грудью ребенка по его просьбе. В результате часть из них теряла молоко и переходила на смесь. Многими мамам, использующими смесь, отмечалось, что ребенок дольше остается сытым и во время кормления его не нужно брать на руки. Это было удобно в рамках теории доктора Спока! К тому же, сейчас грудное молоко заменяют смесью, максимально приближенной к нему, а во времена молодости Бенджамина Спока детей могли допаивать коровьим молоком и сахарным сиропом, лишь бы они не голодали. Сейчас это считается неприемлемым.
В настоящее время подавляющее большинство специалистов по грудному вскармливанию утверждают, что его эффективность зависит только от… кормление по требованиюРефлекс сосания у новорожденного запускает выработку гормонов, регулирующих лактацию. Длительные интервалы между кормлениями могут нарушить процесс. лактостазуКроме того, малыш прикладывается к груди не только для еды. Порой это помогает ему успокоиться.
Сон по Споку вызывал резкий всплеск детской смертности.
Бенджамин Спок рекомендовал оставлять младенцев одних в кроватках и не реагировать на их плач. С негодованием можно сказать, что он не учитывал, что новорожденный малыш не способен успокоиться сам. Ему нужна помощь взрослого человека, например мамы, которая обнимет и отогнёт все страхи. Даже двухлетние дети редко хотят оставаться одни в кроватке. Чтобы научиться засыпать самостоятельно, им нужен специальный ритуал, а не ожидание, когда ребенок измотается от плача.

Эта система, когда мать общается с ребенком до 8 или 9 вечера, а затем прекращает всякое общение, молча укладывает в кровать и уходит, для малышей до 3 лет вообще неприемлема. В этом возрасте важен постоянный эмоциональный контакт. Укладывание «по Споку» травмирует психику, пугает ребенка. Он становится беззащитным в этом формальном подходе, и именно в этом кроется главный недостаток метода. На мой взгляд, промах Спока в том, что он почему-то безусловную любовь решил игнорировать, у него есть только режим дня, я бы даже сказала устав. Но это не воинская часть, не пионерский лагерь, это семья с маленьким ребенком. И при всем моем уважении к нему, считаю, что он был не прав.
Ребенка следует кормить по его желанию, особенно в первый год жизни. Ему нужно постоянно дарить тепло, заботу, ласку, эмоции.
Совет Спока о размещении младенца на животе вызывает у нас опасения. Педагог считает, что таким образом дети быстрее засыпают, однако впоследствии стало известно, что данная рекомендация привела к негативным последствиям для десятков малышей. синдром внезапной смерти младенцаСиндром внезапной детской смерти наблюдался тогда, когда ребенок переставал дышать во сне. Взаимосвязь между этим синдромом и методикой укладывания Спока очевидна: например, в США, где часто применялась эта методика, СВСМ встречался чаще.

Отсутствие запретов и физическое наказание
Советы Спока, пожалуй, самые противоречивые из всех его принципов и часто вызывают недоумение у психологов и мам. С одной стороны, педагог считал, что не следует запрещать ребенку всё подряд и ругать его бесконечно. Например, если ребенок во время игры разбросал по полу пуговицы, возможно, это проявление творческой фантазии, а не стремление нарочно разозлить родителей. Эта точка зрения кажется вполне разумной. Не проще ли купить… нормальные резиновые сапоги и разрешить малышу ходить по лужам?
Доктор Спок не возражал против физического наказания. «Не пропагандирую его, но считаю менее вредным, чем продолжительное раздражение. Шлепнув ребенка, вы успокоите его, и все станет на свои места», — писал он в книге. В наше время этот совет кажется крайне негуманно.