Психолог о значении детских сказок для развития ребенка

Сказка — способ донести ребёнку жизненные уроки, развлечь его, успокоить и подарить ощущение уверенности и доверия миру. Не все сказки подходят детям, но если выбранная по возрасту история волшебная, теплая с говорящими зверями или мудрыми людьми, метафорически отражающая действительность, в которой добро побеждает зло и всё заканчивается так, как хочется услышать, то сказка учит правильным поступкам, ведению себя для достижения результата и тому, что делать нельзя, чтобы не попасть в беду.
Сказки вместо похода к психологу
Сказкотерапия — один из наиболее доступных и эффективных психологических методов, оказывающий благоприятное воздействие на детей. скорректировать поведениеУстранить трудности социальной адаптации, преодолеть страх и неуверенность.
Многие считают, что психологическая помощь нужна только взрослым. Это заблуждение. И дети подвержены стрессу и страхам, ведь им тоже нужно адаптироваться в большом мире и преодолевать трудности. В отличие от взрослых, дети не могут осознать свои проблемы и выразить их словами. Именно поэтому используется принцип психотерапевтической сказки для решения таких ситуаций.
Сказкотерапия – один из наиболее доступных и эффективных психологических методов, оказывающих благотворное влияние на детей. скорректировать поведениеПобороть трудности социализации, преодолеть страхи и комплексы.
Многие считают, что помощь психотерапевта нужна только взрослым. Однако это неправда. Дети также испытывают стресс и страх, они учатся жить в большом мире и сталкиваются с трудностями. В отличие от взрослых, дети не всегда могут осознать свои проблемы и сформулировать их. Именно для этого применяется принцип психотерапевтической сказки.
Как это работает
Каждая сказка несет назидательный смысл. Чтобы история была терапевтической, специалисты создают текст на заданный сюжет, повторяющий конкретную детскую проблему, и выстраивают его по всем правилам драматургии. Слушая такую авторскую сказку, ребенок погружается в мир выдуманной истории, подсознательно отождествляется с главным героем и проходит вместе с ним испытания, которые направлены на… справиться с проблемойРебёнок, переживая сказку, ярко ощущает травмирующую ситуацию: с начала и до её разрешения. Благодаря этому ребёнок преодолевает свой психологический дискомфорт.
Родители замечают, что ребенок берет чужие вещи без спроса, из сада приносит чьи-то игрушки, с детской площадки возвращается с не своими ведерками и совком. В этом случае ребенку нужно прочитать сказку, где главный герой также присваивал чужие вещи. Сюжет может быть разным, но в конце персонаж приходит к пониманию своей ошибки и исправляет поведение.
Суть метода сказкотерапии заключается в принципе «мягкой силы», ненавязчивом проникновении в внутренний мир малыша. Помимо терапевтического действия, погружение в сказочную реальность развивает фантазию ребенка, учит его по-новому воспринимать окружающий мир.
Сюжеты персональных сказок помогают решить разные задачи: терапевтические учат ответственности, внимательному отношению к собственным желаниям и вере в себя, преодолению страхов; образовательные расширяют кругозор и фантазию ребенка, формируют представления об обязанностях в семье и правилах поведения.
На что обратить внимание
-
Сказкотерапию применяют с детьми старше трёх лет. До этого возраста малыши не всегда отличают сказку от реальности.
-
Сказки создаются для разных возрастов. дети в детском саду Расставание с родителями вызывает у детей стресс, но сказки помогают справиться с этим волнением, успокоить их и научить быть самостоятельными. Дошкольники Изучают коммуникацию, постигают понятия добра и зла, преодолевают страх. младшем школьном возрасте нужно развивать память, формировать ответственность, целеустремленность. Для подростковых проблем Существуют сказки, направленные на решение психологических и педагогических задач данного возраста.
-
Если у ребенка есть специфические особенности развитияПеред применением сказкитерапии рекомендуется обратиться к специалисту, особенно в случае детей с расстройствами, нуждающимися в поправке психиатра. У таких детей функционируют специфические психологические механизмы, что может привести к разному эффекту от сказки, чем ожидался.
-
Для достижения эффекта от метода требуется регулярное проведение занятий сказкотерапией. Длительность одного занятия обычно составляет час.
Где искать терапевтические сказки
Обращение к детскому психологу или психотерапевту – платная услуга.
Эксперт не только адаптирует сказку для ребёнка, но и объяснит её, прокомментирует. Можно воспользоваться поисковыми запросами в интернете для поиска подходящей сказки. Существуют сервисы, например Myskazka.com, которые помогают создать нужные для ребенка сюжеты самостоятельно – обычно в конце текста сказки есть вопросы для обсуждения с малышом, что помогает закрепить материал.
Сказкотерапия помогает детям преодолеть психологические трудности, последствия которых могут проявиться во взрослом возрасте. Сказка лечит, учит и помогает ребенку безболезненно адаптироваться к взрослой жизни с уверенностью и верой в лучшее будущее.