«Тепло объятий: 15 мудрых цитат Людмилы Петрановской о воспитании»
Людмила Петрановская – известный и востребованный в России психолог, специализирующийся на детско-родительских отношениях. Помимо вопросов, связанных с семьей и воспитанием детей, психолог уделяет значительное внимание психологическим аспектам сиротства и усыновления. В 2012 году ею был создан Институт развития семейного устройства, целью которого является подготовка будущих приемных родителей и социальных работников.

Людмила Петрановская также является автором многочисленных книг, затрагивающих вопросы приемного родительства и построения отношений с ребенком, основанных на взаимной любви и уважении.
Цитаты о воспитании детей
***
«ничто не происходит без причины. Трехлетнему малышу необходимо учиться отстаивать свою позицию. Поэтому он будет устраивать истерики, капризничать и говорить «нет» — это соответствует его возрастной задаче. Ребенку, перевозбужденному на детском празднике, требуется выплеснуть накопившееся напряжение в слезах или активной двигательной активности. Подростку необходимо дистанцироваться от родителей в психологическом плане, обрести независимость в оценках, и для этого важно научиться спорить с ними и замечать их недостатки. Ребенку, потерявшему любимую собаку, необходимо на время утратить интерес к учебе, поскольку все его эмоциональные ресурсы направлены на переживание утраты.
***
«для ребенка родители — это творцы, всемогущие властители его вселенной. Он еще не осознает, что могут возникнуть трудности, которые они не смогут разрешить. Он не может представить, что у них может не хватить средств или энергии, что они могут испытывать тревогу за собственное здоровье или его, что они могут сомневаться в будущем благополучии. Ребенок счастливо не сталкивается с этими реалиями, не размышляет о том, как именно они будут заботиться о нем, какие решения они примут и чем пожертвуют ради этого. Это его не волнует. Он просто доверяет и ждет помощи — всегда. Человек, к которому ребенок привязан, укрепляет его и вселяет уверенность одним своим присутствием. ««Скрытая поддержка: роль привязанности в развитии ребенка» )
«не стоит жертвовать общением с ребенком в погоне за тем, чтобы предоставить ему все самое лучшее. Ничто не заменит ваши объятия и тепло, а доверие и душевный комфорт ребенка не купишь ни за какие средства.
Людмила Петрановская, «Скрытая поддержка: роль привязанности в развитии ребенка».
***
«вам и вашему ребенку должно быть комфортно сегодня. Стремление к будущему не должно приносить ущерб настоящему, ведь часто оно не оправдывает ожиданий.
***
«зачастую мы критикуем детей за непослушание. Однако, к сожалению, они очень послушны, порой даже слишком. Мы ошибочно преуменьшаем влияние родительских ожиданий на их развитие. Дети могут игнорировать наши директивы и критику, но они весьма чувствительны к нашему настроению, чувствам и эмоциональному состоянию. «Если с ребенком трудно»)
***
«если мы учим детей честности, а сами обманываем, требуем отказа от курения, но сами курим, предписываем не причинять вред тем, кто слабее, но сами прибегаем к физическому наказанию, не стоит надеяться на положительный результат. Существует мудрое высказывание, которое это иллюстрирует: «Не нужно пытаться воспитывать детей. Воспитывайте себя, и дети последуют вашему примеру». «Если с ребенком трудно»)
***
«наиболее эффективный вклад в развитие детей раннего возраста – предоставить им свободу для игр. Иногда можно присоединяться к играм, иногда превращать повседневные занятия, вроде домашних дел или прогулок, в игру, а иногда просто позволить ребенку играть самостоятельно, если он полностью увлечен. Не стоит стремиться постоянно развлекать ребенка – дайте ему возможность побыть в одиночестве, помечтать, не торопясь понаблюдать за насекомым или бросать камешки в воду. Это не пустая трата времени и не избалованность – это важный этап развития.
«объятия — это универсальный способ, которым люди справляются с трудностями.
Людмила Петрановская, «Скрытая поддержка: роль привязанности в развитии ребенка».
***
«ребенку негде почерпнуть информацию о мире и о себе, если не у взрослых. И если эти взрослые знакомы и близки, то все, что они говорят, воспринимается как абсолютная истина. Например, если отец заявляет, что ребенок не способен к чему-либо, что он делает все неправильно, то это, по мнению ребенка, и есть правда. Если мать говорит, что у него постоянно возникают проблемы, что он неизменно попадает в затруднительные ситуации, то он считает, что она права, ведь она его мать. Имеет ли смысл прилагать усилия, если тебя считают неспособным? Зачем размышлять и быть внимательным, если все равно неизбежно возникнут проблемы, учитывая, какой он есть?
***
«эмоциональный и социальный интеллект, в частности эмпатия и рефлексия, играют ключевую роль в формировании качества жизни человека, превосходя по значимости академические достижения. Поэтому наиболее эффективным вкладом в будущее ребенка будет не переизбыток развивающих занятий и спортивных секций, а обширное и содержательное общение со всеми членами семьи, в котором взрослые демонстрируют эмоциональную зрелость и проявляют внимание к чувствам своим и других. ««Скрытая поддержка: роль привязанности в развитии ребенка» )
***
«целью воспитания является формирование свободы личности. Под свободой подразумевается способность самостоятельно определять свой путь, принимать решения о том, каким быть и что делать, и, самое главное, обладать возможностью выбора. Именно родители играют ключевую роль в создании этих возможностей, поскольку свобода без них теряет всякий смысл.
***
««Если вы стремитесь к тому, чтобы ребенок успешно адаптировался к жизни, важно проявлять сочувствие, оказывать поддержку и принимать его чувства на протяжении всего детства. Не призывайте его сдерживать слезы, не пытайтесь немедленно отвлечь внимание или развеселить. Помогайте ему переживать сложные моменты, оставаясь рядом, и помогайте ему находить выход из них, вместо того чтобы подавлять негативные эмоции и отстраняться. Дайте ему возможность испытывать грусть, плакать, бояться, выражать несогласие — и помогайте ему учиться принимать несовершенство окружающего мира, двигаясь от разочарования и протеста к успокоению и принятию действительности». «Большая книга про вас и вашего ребенка»)
«благосостояние ребенка определяется не окружающей средой, а характером его взаимоотношений.
Людмила Петрановская, «Большая книга о вас и вашем ребёнке».
***
«если ребенка наказывают за любые проявления несогласия или, наоборот, родители избегают любых разногласий, чтобы не огорчить его, он не сможет развить широкий спектр способов реагирования. Конфликт с родителем, прежде всего, является стрессом, и в ответ на него у него будут развиваться только два варианта: либо уклонение от защиты своих интересов — позиция «тряпки», либо постоянная мобилизация и неспособность уступить — позиция «барана».
***
«хотите, чтобы он научился извиняться? Показывайте ему, как это делать сами: демонстрируйте, как выходить из конфликтов и признавать свои ошибки. Если отношения будут построены на привязанности, он начнет перенимать ваше поведение и освоит это умение, без необходимости в поучениях. ««Скрытая поддержка: роль привязанности в развитии ребенка» )