Пропавшие предметы: пять школьных дисциплин, ушедших в прошлое.
Многие родители рассматривают расписание нынешних школьников как инструкцию к космическому кораблю из-за таких предметов, как ОРКСЭ и ОДНКНР. А если по-русски — основы религиозных культур и светской этики, а также основы духовно-нравственной культуры народов России.
1. Этика и психология семейной жизни
В начале 1980-х годов в советских школах появился предмет, существовавший недолго, но оставивший след у старшеклассников. За него не ставили оценки, однако обсуждали семейные отношения, семейный бюджет, воспитание детей и даже половое воспитание.
В начале 1990-х от этого предмета отказались. Учителя считали его необходимым, но обсуждать подобные темы с детьми считалось сложным. Особенно в до сих пор консервативном Союзе. Подготовить достаточное количество преподавателей не успели.
Сейчас курс носит название «семьеведение» и входит в школьную программу по обществознанию. Однако, основы супружеского общения пока не изучают во всех школах.
2. Чистописание
В течение многих десятилетий его учили как отдельное занятие. Не то, что сейчас с шариковыми ручками — ученики писали перьями. Появление ручки стало причиной угасания предмета «чистописание».
В СССР ручки появились в конце 1960-х годов. В это же время произошла реформа образования, которая отменила чистописание и оценки за прилежание. Также она сократила количество прописей и часы, отведенные на обучение письму.
Тогда сократили не только время на каллиграфию, но и изменили принципы ее выполнения. Ранее нужно было уметь раздельно выписывать каждую букву, а затем ввели практику безотрывного курсива. Если раньше ученики делали толстые и тонкие линии в букве, то теперь все линии одинаковой толщины.
В классах по русскому языку сейчас преподают правила красивого письма. А за некрасивый почерк ставят плохие оценки. Впрочем, чистописание как отдельный вид искусства в российских школах почти отсутствует.
3. Начальная военная подготовка
Реформа убрала из школьной программы чистописание, но взамен появилась Начальная военная подготовка. Если вы учились в семидесятых-восьмидесятых годах, то скорее всего умеете разобрать и собрать автомат Калашникова или бросить гранату.
В рамках уроков НВП старшеклассников обучали обращению с оружием и противогазами. В кабинетах всегда располагались макеты гранат и винтовок. Это являлось основой патриотического воспитания молодежи в период холодной войны. Советские школьники хорошо знали все о вероятном противнике (США).
В школе занятия НВП вел обычно бывший военный, которого, подобно преподавателям физической культуры, именовали военруком.
В период перестройки отменили НВП. В настоящее время её школьный эквивалент в России — уроки ОБЖ, хотя лишь частично. В некоторых странах бывшего Союза НВП до сих пор включают в учебный план.
4. Астрономия
Прошлое десятилетие предмет, который мы потеряли совсем недавно — в 2008-м Минобрнауки официально рекомендовал исключить его из школьной программы. Но вытеснение этого предмета началось еще с 1990-х годов, максимум на него выделяли несколько часов в рамках физики.
В России всё это время проводилась Всероссийская олимпиада по астрономии, хотя по существу предмет отсутствовал.
Астрономию восстановили в школьной программе, но преподают ее не во всех местах. За время забвения знания о космосе существенно обновились, но в школах недостаточно соответствующих учебников и учителей. Кроме того, из уже перегруженного расписания выделить дополнительные часы сложно. Есть угроза, что современные школьники так и не постигнут науку о звездах.
5. Черчение
Этот предмет также не лишен сложностей. Ранее гуманитарии с ним боролись: выведение линий, перенесение на чертеж болтов в разрезе – истинное испытание. Некоторым работа над чертежами помогали мамы – повезет, если мама – инженер. А многие девушки просто боялись слов «сечение» и «пропорция».
В большинстве школ обучение черчению проводилось по однолетней программе объемом 34 часа в девятом классе. Несколько лет назад этот предмет исключили из обязательной программы, сохранив лишь факультативы. Сегодня черчение есть только в отдельных профильных школах. Это вызывает беспокойство преподавателей технических вузов, которым приходится обучать студентов основам графики с нуля.
Считаете ли вы, что некоторые предметы в школьной программе избыточны, а другие недостаточно важны? Напишите о своих мнениях в комментариях.