Причины вооружённых конфликтов среди детей и пути их предотвращения в школах.

Материл готовился во время обсуждения в стране нападения на школу в Казани, где 19-летний юноша расстрелял по некоторым данным 8 человек и ранил более 30. 16 сентября 2024 года ученик школы в Челябинске ранил молотком одноклассниц и пытавшуюся остановить его учительницу.
Взрослые не хотят думать о причинах
Мысли о трагедиях, последовавших одна за другой в наших школах, посещали меня всё больше. Всем понятно: страх всеобщий, все ищут решения. Ищут простое — в усилении мер безопасности. Но эта мера имеет обратную сторону, о которой мы предпочитаем не думать: она формирует у детей определённое отношение к школе как к месту агрессии и недоверия. Охранники и досмотр на входе не создают ощущение дружелюбной среды, безопасности, желания возвращаться каждый день. Доверие школы (которая не доверяет) – это очевидно. Более того, провоцируют поиск путей обхода. Дети умны, изобретательны и реагируют на провокацию.
Взрослые по-настоящему не желают размышлять над причинами. И о мерах профилактики, которые реально уменьшили бы риск насилия. Не сделали бы его равным нулю — это нереально в современном мире, если только действительно изолировать всех с детства в одиночные камеры. Но существенно снизили бы опасность.
Что именно надо профилактировать
- Травлю в школе.
- Насильственные методы разрешения споров среди детей.
- Унижение детей учителями.
- Сильные стрессы вызваны устройством экзаменационной системы и системы оценки знаний в школе.
- Дети с неврологическими, психиатрическими расстройствами или нарушениями поведения не получают коррекции и помощи.
- Недостаток систем поддержки для школьников, сталкивающихся с трудностями в отношениях друг с другом.
- И конечно же неблагополучие в семье.
Три главные причины трагических событий — это именно эти триггеры. Не количество металлодетекторов, которые могут быть недостаточны. Конечно, интернет-сообщества, СМИ, игры и фильмы тоже могут оказывать влияние. Сначала необходимо отметить, что на пустом месте нельзя спровоцировать ничего. Во-вторых, понятно, что контроль и запреты в настоящее время не могут решить эту проблему.
Возможен ли сегодня запрет компьютерных и мобильных игр с элементами жестокости как основной игровой деятельности? Нет, это невозможно. Это всего лишь модификация традиционных дворовых развлечений. Что же делать в школе для снижения рисков агрессивного поведения и насилия?
Реформировать подход к воспитанию и обучению.
Чтобы классы не больше 15−20 человек, в зависимости от их составов. В каждой школе — инклюзияГрамотная инклюзия прививает бережное отношение к людям, которые ведут себя или выглядят иначе. Она учит эмпатии и поиску различных способов коммуникации: более внимательно слушать, тщательнее объяснять, учитывать ограничения других. Это навык, который помогает общаться с людьми и разрешать конфликты в жизни.
Индивидуализация учебного процессаОбращение к индивидуальным особенностям каждого ребенка, как положительным, так и отрицательным. Разделение групп учеников по потребностям через укрупнение некоторых предметов.
В средней школе — расширение выбора предметов.
Обязательное возвращение школьных психологовМногое поубирали из московских школ, где таких специалистов было много (и снова привет Калине). В школе должно быть больше места им: работа с родителями, тренинги, уроки по решению конфликтов и общению — для учителей и детей.
Я бы включила психологию в общий план занятий с начальных классов именно в таком формате — тренинговом и направленном на развитие навыков коммуникации, решения конфликтов, осознанности — сначала как игры, а с пятого класса по крайней мере как предмет. И на его базе, а не на базе загадочного. семьеведения В старших классах воспитывалось понимание о привязанности как основе семейных отношений, умении выслушивать и разрешать споры и конфликты без насилия.
Так как инклюзия, то нужны: В каждой школе трудятся дефектолог, логопед и коррекционные педагоги. Многим детям, даже без поставленных диагнозов, требуется небольшая коррекционная помощь, особенно в первом периоде обучения.
Обязательные службы школьной медиацииВ средней школе обучают медиации, чтобы к старшим классам у учеников были навыки, а из старшеклассников получались хорошие медиаторы. Объясняют детям, что травля строго запрещена. Если происходит травля, ситуация сразу разбирается, и при необходимости привлекаются медиаторы.
Бесплатное питание Ребенок должен питаться хотя бы раз в день. Голод может сделать ребенка плохим учеником и потенциально агрессивным. Связь между голодом и агрессией часто встречается у нас как биологического вида. Многие семьи и дети стесняются признаваться, что нет денег.
Изменить экзамены. Сегодня как ОГЭ, так и ЕГЭ представляют собой невероятное давление, которое накаляют с начальной стадии обучения преподаватели настолько сильно, что поразительно, что ученики не впадают в агрессивные состояния. Дети не подготавливаются ни к жизни, ни к выбору будущего пути, их, подобно механизмам, настраивают лишь на сдача экзаменов, которые рассматриваются ими как единственный смысл и ценность. Эти экзамены проверяют лишь умение запомнить много ненужной информации. Неважно, понимает ли человек суть предмета, это никак не оценивается. Тестирование построено на определённой структуре памяти, которой не обладает каждый. Тот, кто отлично разбирается в предмете, но не может выучить множество незначительных деталей, получает низкие оценки. В результате получается абсурд, который отделяет детей с различными способностями и превозносит лишь одно свойство — память на мелкие подробности. Если не принимать во внимание коррупционные факторы и покупку оценок как целыми регионами, так и отдельными родителями для своих детей.
Необходимо подготовить детей к жизни, сориентировав их на поиск знаний, которые вызывают у них склонность и интерес, а также дав возможность попробовать различные занятия и пройти дополнительные спецкурсы в средних и старших классах.
Никакого унижения, крика, насилия, конечно. Учительские действия могут оказывать негативное влияние, поскольку агрессивные методы преподавания учат детей быть агрессивными, а насильственные — совершать насилие, вместо того чтобы обучать математике или русскому языку.
Используя то обстоятельство, что дети по необходимости пребывают в коллективе, школа могла бы уделять значительное, а не незначительное, как сейчас, внимание освоению навыков общения, взаимодействия и разрешения конфликтов. Развивать коммуникационные навыкиРазвивать умения разрешать задачи и проблемы мирным путем, без насилия и конфликтов, в среде, которая подходит для моделирования и практики этих навыков.
И да, для особых случаев, когда дети проявляют сильную девиантность в поведении или страдают серьезными психическими расстройствами, речь идёт о случаях агрессии, необходимо иметь возможность временно Переводить в специальную среду для помощи и исправления. По сути, такого варианта нет. Есть закрытые специализированные школы, но для поступления туда ребёнку нужно совершить серьёзное правонарушение, так как прием осуществляется по судебному решению. Кроме того, эффективность таких школ под вопросом из-за нехватки специалистов, способных работать с такими детьми.
Не стоит закрывать эти специальные школы, выпускать детей, совершивших правонарушения, в обычные школы к учителям, которые к этому не готовы. Лучше на их базе создать настоящие педагогические учреждения, а не тюремные, для детей с тяжелыми поведенческими расстройствами и детей, находящихся в конфликте с законом.
Изменение школ следует начать с высших учебных заведений и колледжей, которые готовят будущих педагогов. Конечно же произошли изменения в представлении о школе и её роли в обществе.
Профилактика семейных проблем — это отдельная тема. Но и школа может многое сделать. Например, видеть в родителе не соперника, а заботливого человека, максимально заинтересованного ребенком, то есть — потенциального партнера, а не противника.
Источник — персональная страница Елены Альшанской в Facebook.