Потенциальные ошибки родителей в воспитании и как их предотвратить

Не бывает идеальных родителей и идеальных детей. Важнее всего, чтобы родители были любящими и счастливыми в своих отношениях с детьми. Если этого недостаточно, и приходит понимание необходимости перемен, можно начать с честной оценки собственных действий — возможно, проблема кроется именно в них. Было обсуждение с педагогом Мариной Май о тех ошибках, которые совершаем все, и способах их избежать.
Личный блог в ВКонтакте
Ожидание определённого поведения от ребенка
У каждого взрослого есть свои ожидания. Например, работая с детьми, часто можно увидеть, как к четырех-пятилетнему ребенку родители относятся как к годовалому малышу: усердно переодевают и переобувают его, носят маленькую сумочку с игрушками, кормят с ложечки. Такое поведение могут демонстрировать не только родители, но и няня, которая старается угодить работодателю. В такой обстановке ребенку сложно приобрести необходимые навыки и научиться анализировать свои действия (например, взял много игрушек — их тяжело нести, значит, в следующий раз возьму меньше). Такой подход часто негативно сказывается на речи ребенка. Именно такие дети начинают позже говорить и чаще остальных имеют речевые нарушения.
Есть и другая сторона медали — многие родители ожидают от детей логического мышления, сдержанности или ответственности, как у взрослых, забывая, что психика ребенка развивается постепенно. Капризы и детские манипуляции — это не способы довести до белого каления любимых маму и папу, а естественные возрастные периоды, заложенные природой. Эти периоды наступают у каждого ребенка, независимо от темперамента, с 2 до 3-х лет (начало сепарации от родителей), с 4,5-5 лет (продолжение процесса, осознание того, что социальные требования становятся выше, нежели были пару лет назад), с 7 лет (освоение новых социальных ролей), с 9-10 лет (кризис мотивации), в 13 лет (гипертрофируется чувство взрослости), в 17 лет (профессиональное и личностное самоопределение).
Как избежать или минимизировать:
- Воспитывайте эмоциональную грамотность ребенка с младенчества: называйте чувства («Ты сейчас сердишься, всё нормально»). Сохраняйте постоянную ежедневную связь с ребенком. Ваша задача не только обеспечивать его физическими потребностями, но и подготовить к жизни, а общение — ключ к преодолению трудностей.
- Ошибки и сюрпризы – это часть развития, а не умышленное расстройство.
Недостаток похвалы за усилия и старания
Родители часто хвалят ребёнка за результат: «Получил пятёрку? Молодец!». Хорошие результаты важны, но важнее процесс, в котором ребёнок прикладывает усилия. Хвалить необходимо именно за старания. Фокус на усилиях позволит формирующемуся мозгу ребенка научиться выстраивать процесс достижения цели поэтапно и осознанно.
Также это поможет относиться к ошибкам без страха, анализировать их и справляться с ними.
Как избежать:
- Отражайте восхищение усилийми и стойкостью в решении проблем.
- Фокусируйтесь на процессе, а не на оценках.
- Смотрите на развитие ребёнка не через призму сравнения с остальными, а обращайте внимание на его собственный путь.
Избегание сложных тем
Вместо того чтобы избегать сложных тем, как смерть, деньги или отношения, родители должны помнить, что детский интерес к таким темам — это естественный этап развития мировоззрения. Важно не подавлять любопытство ребенка, а использовать его как возможность для обучения и общения. Дети способны понимать гораздо больше, чем принято считать.
Как избежать:
- Говорите о важнейших вещах так, чтобы ребенок мог понять.
- Будьте искренними в ответах, стараясь быть краткими, но не оставляя вопросов без внимания.
Пренебрежение собственными эмоциями
Скрывая эмоции, родители учат детей подавлять их вместо того, чтобы понимать. Дети на интуитивном уровне очень тонко чувствуют настроение родителей. Если ребенок ощущает раздражение или недовольство мамы, но та утверждает, что всё прекрасно, возникает противоречие, и малыш начинает искать причину. Возникает капризное и неустойчивое поведение. Для ребенка и для мамы будет правильным, если мама выскажет свои чувства вслух.
Как избежать:
- Выразите свои чувства: «Мне нужна пауза, я уставшая».
- Показывайте, как вы справляетесь с негативом.
Сравнение с другими детьми
Сравнения, даже с добрыми намерениями, могут поколебать веру ребёнка в свои силы. В вопросах развития ребёнка подобные сравнения ошибочны по своей сути. «Посмотри, как Даша быстро читает, а ты ещё даже буквы не знаешь».
Развитие ребенка — индивидуальный процесс, зависящий от природных факторов. Сравнивать даже родных сестер и братьев неправильно, так как у каждого свой темп развития. Развитие способностей также зависит от родителей. Если мама Маши верит, что «у ребенка должно быть детство», а мама Даши занималась развитием дочери с раннего возраста, то уровень развития к школе будет разным.
В профессиональной сфере, будь то спорт или музыка, сравнения неизбежны. Ребенок сам будет делать это (Маша поёт лучше, а Федя забивает больше голов, чем я). Задача родителей и педагогов — правильно подойти к этому процессу и перевести его в русло анализа. Посмотреть, послушать, проанализировать сильные стороны маленьких конкурентов: какие приемы он использует, в чём его сила. Обратить внимание на слабые стороны, чтобы можно было ещё улучшить. Определить, что нужно сделать, чтобы улучшить собственные результаты и наметить план конкретных действий.
Как избежать:
- Ставьте целью сравнение малыша только с прошлыми достижениями: «Посмотрите, как вы прогрессировали!».
- Подчеркивайте уникальность ребенка.
Чрезмерный контроль
Чрезмерная опека не дает ребенку научиться принимать решения и брать на себя ответственность. Родители, безусловно, лучше знают, что полезно для ребенка. Но контролируя каждый шаг, родители ухудшают ситуацию, воспитывая в ребенке инфантилизм и безответственность.
- Родители принимают критические решения, затрагивающие жизнь, здоровье ребёнка, а также его развитие и образование.
- Остальные решения ребенок может принимать самостоятельно, например, когда делать уроки — утром или вечером, бегать по лужам или нет (ведь иначе не узнает, что гулять после этого мокрым и грязным совсем неприятно), во что одеться, с кем дружить, а с кем нет.
Сохраняйте контакт с ребенком, общайтесь с ним, объясняя всё доступным ему языком. Будьте спокойны и нежны в своих словах.
Как избежать:
- Предложи малышу выбор (одежду, игрушки, виды деятельности).
- Дайте детям возможность ошибаться и получать от этого урок.
Неумение говорить «нет»
Некоторые родители боятся устанавливать границы, чтобы не порвать отношения с ребенком. Более того, учат делиться всем, что есть, с друзьями без возражений.
Личным примером демонстрируйте важность умения иногда отвечать «нет», чтобы определить границы комфортного общения и внутреннего равновесия.
Как избежать:
- Объясняйте свои «нет» спокойно и последовательно.
- Показывайте, что ограничения — это забота, а не наказание.
Неучёт возраста и возможностей ребенка
Ожидание от ребенка выполнения действий, соответствующих его возрасту, ведет к разочарованию обоих сторон.
Важно помнить, что развитие ребенка строится по модели периодов накопления информации и скачков после усвоения накопленного. Следовательно, нужно учитывать не только возрастные особенности, но и проявлять терпение, поскольку быстрые результаты — скорее исключение, чем норма.
Как избежать:
- Изучайте этапы развития детей, чтобы знать, что характерно для каждого возраста.
- Предлагайте ребёнку задания по силам.
Игнорирование ролевой модели
Дети учатся поведению родителей, а не их словам. Если родители поступают иначе, чем говорят, ребенок повторяет действия. Поэтому важно осознать, что одно из самых прекрасных качеств родительства — это то, как оно делает нас лучше. Стоит чаще задумываться о том, что мы показываем ребенку и он усваивает. Это касается не только семьи, но и социальной среды, в которую вы погружаете ребенка ежедневно.
Как избежать:
- Показывайте ребенку образцы тех качеств, которые вы желаете видеть у него.
- Говорите и действуйте единодушно.
Дефицит взаимодействий без гаджетов и непосредственного общения.
Много родителей проводит время с детьми, но при этом отвлекаются на телефоны или телевизоры. Помните, что полноценное развитие дети получают исключительно при живом общении. Чем его больше, тем лучше для ребенка. То же касается «развивающих» мультиков и игр в телефоне. Даже если малыш сутками будет смотреть мультфильмы на английском языке, он не заговорит по-английски, а вот невозможность концентрировать внимание на оффлайн-задачах и нарушения речи практически гарантированы.
Увлечение ребенка гаджетами важно оценивать в контексте его расписания. Школа и тренировки обычно не позволяют погрузиться в виртуальный мир с головой. Свободное время от учебы можно использовать с пользой, например, занимаясь программированием, вокалом, робототехникой или шахматами. Сегодня существует широкий выбор кружков для детей по различным направлениям. В хороших центрах гаджеты обычно запрещены, и дети о них не вспоминают из-за увлечения занятиями.
Как избежать:
- Установите «часы без гаджетов» в семье.
- Во время совместного времяпровождения играйте, обсуждайте и гуляйте.
- Чтобы контролировать время ребенка в интернете, поставьте на телефон тарифы без доступа к интернету и предоставляйте его через свое устройство по Wi-Fi, согласно вашему решению о длительности пользования.
Эти погрешности не всегда бросаются в глаза, однако оказывают существенное воздействие на развитие ребёнка. Ключевое значение имеет внимательность, а также осознание того, что воспитание – это путь познания для всех участников.