Семья

Построение авторитета родителей: девять шагов к прочным отношениям.

Фото: img.freepik.com

Почитание elders, уважение к возрасту и знаниям, эмоциональная близость и доверие — всё это дарит родительский авторитет. Основы его закладываются почти с самого рождения.

Первые уважаемые личности в жизни ребёнка — это родители. Вначале их авторитет неоспоримый и абсолютный: мама и папа являются для малыша единственными объектами любви и подражания. Однако ближе к трем годам ситуация изменяется. Ребенок овладел основными навыками самообслуживания, познакомшись с другими родственниками ( бабушками-дедушкамиОбщаясь с различными людьми – тетями, дядями и просто посторонними – автор увидел разные модели поведения и отношений, научился выражать свое мнение. Постулат «мы — твои родители, поэтому ты должен…» больше не работает. Сейчас самое время доказать ребенку, что вы достойны быть его авторитетом. Но как добиться родительского авторитета?

В детстве главным авторитетом для ребенка являются родители. Позже появляются друзья, педагоги и преподаватели. С возрастом число авторитетных фигур увеличивается, а на разных этапах жизни могут меняться.

Уважение или боязнь?

Родительский авторитет – это не данность или врождённый талант. Его сознательно формируют в семье в ходе воспитания ребёнка. Это кропотливый труд. Потому перед тем как говорить об авторитете, важно определить цель его воздействия и предполагаемые результаты: чтобы ребёнок был послушным и «удобным», или чтобы получил максимальное развитие способностей, правильное психологическое и личностное воспитание?

Частые слова одобренных родителей звучат так: «Ребенок был хорошим, а потом будто кто-то его подменил, совсем не слушается». поведенческие проблемы В критические периоды — через год полтора, три и семь лет… всегда ли послушное дитя — правильное?

Без сомнения, получить послушание от ребенка легче, чем заслужить авторитет. Но это не значит одно и то же! В чем разница? Признание авторитета происходит добровольно, желанием, на основе уважения. Послушание же чаще всего – вынужденная модель поведения. Например, ребенок может слушаться родителей, чтобы избежать наказания. Поэтому покладистый и беспроблемный школьник, который никогда не балуется, учится на пятёрки, а по вечерам читает книги и играет в шахматы — необязательно счастливый и довольный Подросток живет по своим правилам. Возможно, ему просто нет другого выхода? Дети, воспитанные под присмотром ложного авторитета, часто превращаются во взрослых, которые трудно контролировать.

Позиция няни, воспитателя, учителя в ряду авторитетов для ребенка, кроме личных ощущений, формируется под влиянием мнения самого авторитетного — родительского.

Истинный и ложный авторитет

Стремление получить детский авторитет любыми средствами очень велико. Званный авторитет строят не на взаимном уважении и близких эмоциональных связях, а с помощью разных способов воздействия.

Виды ложного авторитета

  • Авторитет подавления Такая система построена на страхе и подавлении любой инициативы. Это практически полная авторитарность, или «военный авторитет». Представьте семью с дедушкой, которого все боятся и беспрекословно ему подчиняются, как солдаты генералу. При любом намеке на непослушание или неправильное поведение он раздражается и грозит расправой — психологической или физической.

  • Авторитет доброты Родители ведут себя как «добрые ангелы». Часто это родители позднего Ребенка или ребенка, родившийся с трудом, часто болеющий и т.д., при таком виде воспитания часто трудно формируют внутренние границы и определяют понятия добра и зла. Именно этот вид авторитета приводит к тому, что лидерство в доме переходит к ребенку. Крайняя форма такого авторитета — вседозволенность (если папа что-то запретил, а мама разрешила, ее авторитет резко повысился). Ни к чему хорошему это не приводит: если в семье царит смешанный стиль авторитета (например, мама использует авторитет доброты, а отец — подавления), ребенок постоянно находится в ситуации неустойчивых ценностей.

  • Авторитет расстояния Идеал может быть реальным или психологическим. Например, Вася привязывается к отцу, так как тот живет отдельно или часто отсутствует. У Маши больше авторитета мама, потому что считает, что с ребенком нужно поддерживать дистанцию, чтобы не баловать. Ребенок испытывает сильное чувство одиночества, что может негативно сказаться на будущем. проблемами в коммуникации.

  • Авторитет педантизма Воспитание подразумевает постоянный контроль и заботу со стороны родителей. В основе такого подхода лежит безропотное подчинение. На вопрос «Почему?» — ответ неизменно «Потому что!». От авторитарного отличается педантичный авторитет тем, что осуществляется посредством подавления воли ребенка (мягкое навязывание, нравоучения, ограничение выбора). В результате дети вырастают самостоятельными, притворяясь, что все указания родителей верны.

  • Авторитет «подкупа» Родители, которые торгуются и требуют послушания от ребенка, часто проявляют такую тактику из-за прошлых материальных ограничений. Они верят, что ребенок не должен испытывать отказов и дарят ему все, чего у них не было. Это формирует потребительский стиль поведения, где у ребенка нет дисциплины желаний, а авторитет определяется тем, кто больше (и дороже) купил или подарил.

В большинстве случаев бабушки и дедушки демонстрируют авторитет заботы и доброты. При правильном воспитании ребенок чувствует дополнительную любовь благодаря такой эмоциональной поддержке.

9 шагов к прочному авторитету

В раннем детстве, от младшей школы до дошкольного возраста, у ребёнка закладываются нравственные ориентиры. Только с помощью строгих, но уважительных методов воспитания, где требуется послушание, можно сформировать полноценную личность.

Как заслужить авторитет ребенка?

1. Уважение, эмоциональная близость и доверие Три кита родительского авторитета — это доверие, а не страх. Не устанавливайте высокую планку требований и не сравнивайте ребенка с другими («Степа в твоем возрасте уже сам книжки читает, а Маша кладет одежду в стирку»). Говорите чаще: «Я люблю тебя», «Я люблю тебя, несмотря ни на что», «Я люблю тебя, даже когда ты злишься», «Я люблю тебя, даже когда сама злюсь на тебя». Ребенок должен понимать, что вы всегда на его стороне. Вы можете быть недовольны его поступком, но не им самим!

2. Уважайте его потребности Внимательно интересуйтесь жизнью ребенка, его увлечениями и интересами. Если какие-то из них кажутся вам несерьезными, попытайтесь понять, почему именно они привлекли его внимание. Задавайте ему вопросы: «О чем ты думаешь?», «Как считаешь, почему это произошло…», «А что будет, если…», «Какое самое приятное воспоминание у тебя за день?».

3. Защищайте. Защищайте своего ребёнка от оскорблений и унижений со стороны других людей.

4. Не обманывайте! Не делайте пустых обещаний и постарайтесь выполнить свои обязательства. Восстановление потерянного доверия — трудная задача.

Позвольте ему (и самому себе) допускать оплошности, научите его признавать их и просить прощение. Объясни ребенку, что любое оплошность – шанс чему-то научиться. Если ты терпимо относишься к своим неточности, ему будет легче принимать свои.

6. Будьте умными. Постарайтесь отвечать на многочисленные детские «почему» с терпением и при необходимости находите информацию, если не знаете ответа. Вместо запретов покажите ребенку, как делать различные действия: складывать одежду, резать овощи для салата, заботиться о домашнем питомце и так далее.

7. Подавайте пример. Все, чему бы вы хотели научить ребенка, делайте сами. Родительский пример должен вдохновлять малыша следовать ценностям семьи. Сложно привить ребенку любовь к здоровому образу жизни родителям, которые такого не придерживаются, или убедить его в том, что обманывать нехорошо, если сами систематически хитрят (например, переходят улицу на красный свет или едут «зайцем» в общественном транспорте). Хотите, чтобы он любил читать? чаще видит вас с книгойХотите быть мобильным и активным? Выходите из дома.

8. Тренируйте у себя умение слушать. Обращайте внимание на то, что говорит ребёнок, когда вы едете вместе в машине, идёте в детский сад, играете с ним в песочнице или машинами, и пытайтесь понять, какие эмоции скрываются за его словами.

9. Четко выстраивайте границы дозволенного! Иногда допустимо нарушать привычные нормы (например, ложиться спать позже или заменить макароны конфетой), но существуют случаи, когда «нет» следует понимать как абсолютное запрещение.

Персона нон-грата

Невозможно добиться уважения к авторитету, лишь применяя всеобщие запреты и постоянные наказания за неподчинение. Каковы же поступки, которые в первую очередь подрывают доверие к родителям?

  • Ложь и несдержанные обещания;

  • Разница между словами и поступками.

  • игнорирование потребностей ребенка;

  • гиперопека;

  • частые наказания;

  • насмешки и унижение;

  • Регулярное проявление невоспитанности и пренебрежения между родителями и другими членами семьи (например, бабушка перед ребёнком ставит под сомнение компетентность матери).

  • Алкогольное и наркотическое опьянение взрослых при ребенке создает ощущение небезопасности у последнего, а также вызывает его разочарование и стыд.

Ознакомьтесь с более ценными и увлекательными материалами о правильной методике воспитания детей на нашем канале. Яндекс.Дзен.