Семья

Поцелуй на прощание: история бабушки, взросления и любви

Фото: img.freepik.com

Бабушке восемьдесят пять лет. Январь. Мы на даче, уже на моей. Мне сорок лет — я большая. Купила дом. Она с нами, самостоятельная и «пилит» деда. Правнуки запомнят беляши и вертуту, её идеальную причёску, аристократичные манеры, английские кофточки девочки из-под Николаева. Она сидит в центре комнаты на диване и улыбается, а мы шумно у камина играем в «Монополию». Дети перекрикивают друг друга, торгуются за вокзал.

Перед сном, чтобы не слышать голоса сотен людей, с которыми общалась за день (профессия — пиарщик), я фокусируюсь на каком-то ярком моменте, и шум уходит: это может быть чья-то симпатичная шея, или печенье Юрино, или хруст снега. Но в последнее время я всё чаще скатываюсь в какое-то мрачное состояние. Бабушка взяла за привычку после нашего разговора по телефону (мы часто общаемся) тихонечко плакать при прощании…

Последние слова «целую, береги себя» произносит сквозь слёзы.

Каждое прощание похоже на последнее, и эта мысль преследует меня. Мы не говорим об этом. Я погружаюсь в отчаяние, осознавая близость конца. Но я с упоением верю в нашу будущую рассаду, летние перцы и помидоры. На последних совместных фотографиях я делаю селфи, а она морщится, напрягая зрение в «Леруа» (его больше нет) рядом с витриной, на которой сотни пакетиков семян огурцов. Это время зимних каникул на даче, впереди самое важное — рассада.

До сорока двух лет я была внучкой. После смерти бабушки рассаду на подоконнике, предназначенную для меня, её шести соток и пары подружек в возрасте от воchenta до восьмидесяти восьми лет, не удалось выбросить. В итоге все сто пятнадцать кустов помидоров были посажены мною. Вот так началась моя собственная дача.

В настоящий момент изучаю редкое издание на сайте «Авито»: воспоминания критика и историка кино Коры Церетели о детстве и жизни в Тифлисе. Книга очень теплая, где связь между людьми, живущими через балкон в «итальянских» двориках, продолжается бесконечно, как встреча с Параджановым.

Связь человека с местом рождения очевидна и неоспорима, хотя никак не доказана. Древние греки называли её «гением места». Это тонкая и живая субстанция, постоянно напоминающая о себе. Попав в Тбилиси, примерно в десятом году жизни, я сразу почувствовала связь с этим «домом» (или скорее, отсутствие своего). Кора пишет о довоенном детстве: «Жизнь моей семьи была подключена к кровеносной системе города, улиц, двора с его многообразным человеческим общением. Ни дня не проходило без того, чтобы стол накрывался бы только для членов семьи». Как же я тогда удивилась, почувствовав, что домом может быть целый город! И почему у меня этого нет?

Мои взаимоотношения с Калининградом, городом моего рождения, всегда были непростыми. С детства в памяти врезался образ немцев, приезжающих умирать на свою родину. Руины другой цивилизации. В 16 лет я уехала оттуда в Москву к бабушке и не могу сказать, что Кант пишет мне как скучает. Дом и традиции этого непрерывного стола (образа твоего собственного Тифлиса) нам с бабушкой приходилось создавать самим.

Я помню, как бабушка всегда со слезами рассказывала о доме детства в Николаеве с виноградником. После замужества за военным лётчиком её дом остался позади, и она постоянно переезжала. Когда у неё на пенсии появилась дача под Чеховым, я ездила туда летом и зимой. И мы вместе проходили этот удивительный цикл жизни: от семечка до кустика, от высохшей крошки на салфетке до ароматного помидора.

Когда появились дети, я запускала их в огород постигать жизнь. В тазу их было легко мыть и кормить сразу с грядки. Тогда весь мир был размером с этот таз. Всё самое важное случалось на даче — по пути на озеро с дедом и удочками. Мы знали адреса всех подсолнухов.

2020-й. Весь карантинный грустный момент постиг меня именно тогда, когда бабушка отправила по Вотсапу фотографию моей любимой вертуты. Это был новый год — первый раз не вместе, не разогревая печь на даче (мы уже переболели ковидом). Дети буквально выросли на вертуте, почти каждую неделю мы получали из Бутово в Крылатское волшебную колбасу — блюдо из бабушкиного короткого и страшного детства, когда ещё до войны её няня-молдаванка пекла эти рулеты из пресного вытяжного теста. И вот я пишу в ответ: «Вау, бабуля, отправить к тебе курьера?». На что она отвечает: «А теперь сама, внученька, теперь сама».