Почему он не учится и грубит? 10 трудных вопросов о подростках и ответы психолога
Почему они начинают грубить? Почему перестают учиться? Почему целыми днями сидят в компьютере и телефоне, а в перерывах между этим курят и пробуют наркотики? На эти и другие вопросы отвечает психолог Марина Щедровицкая.
Почему подростки – это сложно?
Я всегда говорю родителям: подростки не из скорлупы вылупляются. Они приходят к подростковому возрасту с определенным багажом, который проносят через кризисы развития – сепарации (отделения от родителей) и саморегуляции (управление собой, своим телом). И очень важно, как вы вместе через эти кризисы проходили. Самый, пожалуй, сложный – кризис трех лет. Как вы реагируете на всё, что происходит с ребенком: негативизм, упрямство, протест, «не буду», «не хочу»? Принимаете или сопротивляетесь? Можно подавить и заставить слушаться, но тогда у ребенка не появится самостоятельность, не сформируется воля. Или прессинг только усилит сопротивление, и тогда в подростковом возрасте, когда всё это ребенок проходит еще раз, может рвануть гораздо сильнее.
- Подросток должен быть упрямым и строптивым. Нам кажется это несносным характером, но значит буквально следующее: раньше я жил по вашим правилам, а теперь должен разобраться и выработать свои. На основе присвоения правил формируются ценности.
- Подросток должен нас критиковать: как и в трехлетнем возрасте, через критику близких происходит «свержение богов» – бабушки, дедушки, мамы, папы. Нас это раздражает, а он становится независимым, это важно.
- Подросток может кричать, когда чувствует, что нарушают его границы. Как трехлетний малыш, которого мама кормит насильно, он понимает: если я не кричу – меня не слышат, значит, я буду орать и истерить. Если к подростковому возрасту его не слышали регулярно, если контакт разорван, будет тяжело.
- В подростковом кризисе есть кое-что и от кризиса семи лет. Это кризис саморегуляции, время, когда ребенок идет в школу и там понимает: дома – одно, а здесь – другое, разные правила, и я должен научиться выживать и там, и там. Я должен в этом мире каким-то образом устроиться, чтобы с ним справиться. Это работает и в подростковом возрасте тоже.
Почему они грубые?
Потому что пока не умеют культурно справляться с негативными чувствами. Лобные доли, которые отвечают за вежливый контроль, еще не сформированы до конца. А чувств много, раздражения много. Стремительный рост, гормональная буря, тебе не нравится твое тело, не нравится грудь, ноги, усы, сверстники смеются, родители подшучивают, постоянный фон недовольства собой и окружающими, низкая самооценка, страх быть непринятым… И здесь мы вдруг врываемся в его мир со своей заботой, нравоучениями и бутербродом.
Мы же ничего плохого не хотели, правда? Почему тогда он хамит и просит закрыть дверь? Потому что ему уже 14 лет и условный бутерброд он себе давно может сделать сам.
Не нужно непрошеной опеки, не нужно нарушать границ. Действие в этом возрасте уже должно идти от него, не от вас. Спокойно скажите: «Ок, не будешь, я услышала тебя». Не отнимайте его взрослость, лучше дайте карманные деньги, чтобы он мог купить себе сам круассан и кофе у метро.
Что делать: Иногда кажется, что раздражается подросток совсем уж на пустом месте. Не обижайтесь, не воспитывайте, не хамите в ответ, не реагируйте по-детски на его детские реакции. Взрослые здесь мы, и рамку должны держать тоже мы. Ребенок злится, не говорите ему: «Прекрати, это ерунда», – он имеет право на негативные чувства. Другое дело – научиться с ними работать.
Я всегда рекомендую три книги для родителей: «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер, «Если с ребенком трудно» Людмилы Петрановской и «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили» Фабер и Мазлишь. Все три – очень хороший тренинг эффективного родительства: учимся принимать негативные чувства ребенка и помогать ему с ними справляться.
Почему подростки перестают учиться?
Да, у всех детей в подростковом возрасте успеваемость падает. И родители считают: чем больше мы будем говорить об учебе и ее важности, тем лучше нас ребенок услышит. Нет, напротив. Все разговоры об учебе, затеянные не им, подросток воспринимает как давление. Он уже чувствует, что нужно ему, а что нужно не ему. Он начинает сомневаться в необходимости всей школьной программы, которую в него запихивают. Он сомневается в учительнице математики, потому что она глупая и недобрая. У него, в конце концов, уже появляются собственные интересы – и это не обязательно тригонометрия.
Что делать: Помогите ребенку осознать: учителя и школа – отдельно, знания – отдельно. Если тебе нужно освоить математику – я помогу, химию – наймем репетитора. Не говорите, что он тупой, лучше показывайте пути, как с этим можно справиться. И да, сегодня действительно большинство вещей не нужно учить, их можно легко найти в интернете, в этом подростки правы.
Почему подростки курят?
Потому что это взрослые формы поведения и потому что так может быть принято в их компании. Для подростков среда сверстников намного важнее, чем среда родителей, и это нормально, они так осваивают мир, им в этом мире жить. Отсюда и желание одеваться именно в эту одежду, как в униформу. Отсюда стремление делать и пробовать всё, что делают сверстники.
Что делать: Важно заранее «готовить» ребенку компанию, приглашать домой одноклассников, детей друзей, что-то вместе интересное делать.
Важно давать определенную свободу и, может быть, даже чуть больше, чем вам сейчас хотелось бы дать. Позволять на своей территории все эти необходимые подросткам эксперименты. Не ругать и не выгонять из дома, если кто-то не дай бог выпил бутылку вина из бара в ваше отсутствие или попробовал покурить за углом школы, да еще и честно признался, что его теперь мутит. Отпускать и даже помогать организовывать подростковые ночевки друг у друга – с необходимыми правилами безопасности, конечно. Если позволять немного больше свободы, сохраняя контроль, то у вас больше шансов, что дочь не уедет без спроса на три дня на чью-то дачу, а сын не будет до умопомрачения напиваться на вечеринках, потому что запретный плод сладок. Важно показывать ребенку, что ты ему доверяешь. Но, конечно, всё очень зависит от вашей индивидуальной ситуации. От ребенка, от отношений всех членов семьи.
Почему подростки пробуют наркотики?
Опять же, потому что в их компании это может считаться круто. И еще, потому что все эти опасные вещества, которые могут вызывать зависимость, нравятся людям не на пустом месте. Под их воздействием в мозгу вырабатывается дофамин, который помогает человеку чувствовать радость, удовольствие. А еще – заглушает тревогу.
Что делать: Если ребенок склонен к зависимостям (в том числе от компьютерных игр), ищите, что еще может вырабатывать у него «мирный» дофамин: спорт, азартные игры с родителями, походы, приключения, зарабатывание денег (как минимум карманные деньги нужно вводить в подростковом возрасте точно). И, конечно, не исключен поход к психиатру – возможно, есть тревожное расстройство, которое можно вовремя скомпенсировать. Возможно, есть сильная потеря контакта между вами и ребенком. Возможно, есть какая-то травма, о которой вы не знаете. Со всем этим можно работать.
Что касается родительского контроля: я не стеснялась проверять карманы, когда моя дочь была в подростковом возрасте. Я тревожная мать, я знаю случаи нехорошие, даже с детьми из хороших семей. Так что время от времени осторожный неоскорбительный контроль нужен.
Почему подростки делают тату?
Потому же, почему сильно красятся, носят невообразимые стрижки и цвет волос, делают пирсинг. Это способ познания своего тела и способ его маркирования: это тело – мое. Не все родители готовы признать, что у ребенка есть тело и сексуальность. Не все родители осознают, что есть границы. Что нельзя врываться в комнату, в ванную, куда угодно, нельзя дотрагиваться без спроса – потому что это только мое. И, конечно, это способ творческого осмысления себя.
Что делать: С начинающими подростками можно пойти на компромисс – временные переводные татуировки. С подростками постарше – попробовать вовлечь их в исследование. А как оно будет жить на твоем теле дальше, а что с ним будет происходить в разном возрасте? А сколько это стоит? А что сейчас модно? А если мода изменится, что ты будешь делать? Сейчас –драконы, а потом будет что-то другое. А на каком месте ты хочешь это сделать: чтобы видели все или только для себя? Такой разговор можно продолжать долго, тянуть время. Некоторые подростки в процессе даже отказываются, откладывают. С теми, что настойчивы, можно поговорить о том, где это опасно делать, а где – безопасно. Может быть, в какой-то момент, когда вы оба решите, что настало время, подростку придется помочь и отвести в проверенный безопасный салон.
Что делать, чтобы ребенок не сделал что-то тайно, а поговорил прежде с вами? Покажите, что вам это тоже интересно. И узнайте об этом больше на самом деле. Разбирайтесь в том, о чем хочет говорить ваш ребенок. Показывайте, что вы тоже эксперт, будьте в контакте.
Почему подростки матерятся?
То же самое – маркируют себя как взрослых и ставят свои границы в речи – это мой язык, моя речь. А еще проверяют нашу реакцию: а так можно? А так?
Что делать: То, что ребенок использует нецензурную лексику, не страшно, если он понимает, когда можно, а когда нельзя. Поверьте, большинство ваших подростков, когда устроятся на свою первую работу, отлично сумеют справиться с матерными словами и говорить как нормальный человек.
Почему они помешаны на компьютерных играх?
Родители жалуются: ребенок все время сидит в компьютере. Но давайте честно посмотрим вокруг: все взрослые, включая родителей этого ребенка, тоже сидят в гаджетах. Да, считается что до семи лет вовсе не нужны никакие гаджеты, это уводит развитие в сторону – от многомерного мира к двухмерному. Я согласна с этим и призываю родителей с раннего детства искать разные формы общения и занятий, да, они могут быть более трудозатратными, это не просто сунул в руки планшет и пошел, это надо придумывать, вместе что-то творить, вырезать, клеить, ходить, искать. Но развитие происходит просто несопоставимое с тем, что дают «развивающие» игры и мультфильмы.
Что делать: Искать плюсы. У подростков компьютерные игры – это новая форма социализации: он же играет не один, там компания всегда. Многим из них легче общаться в виртуале, в реальной жизни они стесняются, а там чувствуют себя более защищенно и уверенно. Там огромное количество логических задач, которые помогают учиться. Там осваивается язык, потому что многие вещи на английском. И еще осваивается та самая компьютерная грамотность, которую в школе пытаются преподавать, но пока безуспешно. Так что польза от игр тоже есть, и воевать с ними просто по принципу «только бы не играл» я бы не советовала.
Почему они не говорят с родителями о сексе?
Вопросы о сексе дети начинают задавать в возрасте 4-5 лет – прежде всего «откуда я появился?». И важно с первых же вопросов спокойно и коротко на них отвечать. Чтобы у ребенка сформировалось понимание: я спрошу – родители ответят. Если вы все время переключали тему или явно смущались, ребенок привык не воспринимать вас как эксперта. Почему он должен сейчас с вами вдруг начать об этом говорить?
Что делать: Не надо бояться, что вы расскажете слишком много или что разговоры про секс спровоцируют подростка пойти и не дай бог начать им заниматься. Да, про свой сексуальный опыт детям ни в коем случае рассказывать нельзя, это уже нарушение границ. Но отвечать на вопросы своевременно и экспертно – важно. Не ответите – спросит во дворе или в интернете. Вся сексуализация происходит как раз в темных местах. А если вы дома положите в аптечку презервативы и ребенок спросит, что это такое, а вы спокойно объясните, то никакой сексуализации не будет. И пусть дети знают, что презервативы (как и другая забота о безопасности и здоровье, как таблетки) есть в аптечке, всегда можно взять, если нужно. Да, вот такой скучный путь, но забота о себе – это всегда немного скучно, зато последствия будут лучше.
Почему подростки не рассказывают нам о своих проблемах?
Потому что мы привыкли оценивать. Рассказать что-то важное – значит нарваться на нашу оценку, а вдруг мы не поймем или осудим, отругаем или испугаемся. Как сказать тому, кто привык оценивать, что ты сделал что-то не то или тебе нравится кто-то «не тот»? Нет уж, лучше они помолчат.
Что делать: Чтобы не молчали – учитесь слушать, учитесь принимать и не оценивайте сразу с ходу. Главное, что вы можете сделать для ваших отношений сейчас, – слушать и поддерживать.