Почему некоторые девочки сомневаются в себе и как им помочь

Как появляются комплексы
Формирование самооценки у девочек на различных этапах жизни подвергается влиянию разных факторов. В раннем детстве это, главным образом, отношения с ключевыми взрослыми: тональность общения в семье, степень поддержки или требовательности, оценка способностей и комментарии по поводу внешности. В подростковом возрасте значительную роль начинают играть друзья и массовая культура: блогеры, популярные исполнители и актеры, лидеров мнений.
Вспомнить себе сравнения себя с другими по разным причинам может каждая из нас. Почему грудь не растет, почему она такая большая или маленькая? Почему месячные уже начались или никак не начинаются, хотя у подруг иначе? Прыщи, волосы на теле, слишком пухлые щеки, слишком тонкие щиколотки, слишком крупный нос… Эти и другие особенности меняющегося тела часто приводят к появлению комплексов, а дальше — к разнообразным и не всегда безопасным экспериментам с внешностью.
Ожидания и стандарты, которым предстоит соответствовать, транслируют девочкам не только социальные сети, но и ближайшее окружение. Девочки начинают сравнивать свою внешность с внешностью одноклассниц, а свои успехи и способности — с ожиданиями и требованиями родных, с «дочкой маминой подруги» (которая всегда умнее, не ленится и получает оценки лучше) и с разнообразными «должна». Эти «должна», кстати, частенько противоречат друг другу и, главное, тому, как ощущает себя сама взрослеющая девочка.
Что делать: школа и общество
Поддержать собственную самооценку можно, например, узнав о проблеме побольше. Такую познавательную активность может поощрять прежде всего школа: исследовать проблему — это узнать о роли разных факторов, влияющих на самооценку, обнаружить причины комплексов и научиться лучше понимать себя, выработав здоровые стратегии поведения. Так поступили ученицы 8-го класса Варвара Петрова и Олеся Гурвич из московской школы. Для своего проекта девушки изучили стандарты красоты в разные эпохи и влияние медиа на современный мир. Затем рассказали об этом сверстницам на встрече. К какому выводу пришли?
Сегодня девочкам предлагается гораздо больше возможностей, чтобы выбрать свой путь и то, к чему стремиться. Девушки советуют следующее для формирования здоровой самооценки:
- Книги о переживаниях девочки в период полового созревания способствуют восприятию изменений в теле как естественного явления.
- Социальные сети и СМИ внушают сомнения в собственном «Я»: необходимо помнить, что показанное в них часто изменённо и не соответствует действительности.
- Негативные отзывы в социальных сетях или от ровесников могут снизить самооценку. Избегайте их как в интернете, так и в реальной жизни.
- Поддержка от родителей и друзей внушает уверенность.
- Полезен внутренний положительный диалог с самим собой: чаще вспоминайте то, что удаётся вам лучше всего, за что благодарите себя и своё тело.
- Успех придает силы и веру в себя: поддерживайте девочек в выполнении интересных задач.
- Девочки могут утешать друг друга, так как делятся одинаковыми чувствами.
Что делать: родители
Множество специалистов, работающих с детьми, согласны, что семья оказывает решающее влияние на отношение к себе. Родители могут создать для дочери здоровые условия, обеспечив безопасность дома как физически — без наказаний и принуждения, так и психологически — без категоричных оценок, жестких требований и обвинений, которые вызывают чувство стыда из-за ошибок, внешности или непохожих на родителей увлечений. В безопасной обстановке девочка всегда может противостоять негативным влияниям извне.
Специалист по педагогической психологии, консультант по вопросам сексуального воспитания и составитель книги «Всё, что ты хотела узнать о подростковом периоде». Любовь Климова Совместно с родителями обсуждает факторы, которые могут влиять на самооценку дочерей.
- Хвала и поддержка дочери помогают ей расти уверенной в себе.
- Девочкам полезно общаться с другими девочками, которые их любят и ценят, не соперничая за признание или превосходство.
- Для дочери любовь и одобрение отца столь же значимы, как и любовь и одобрение матери. Важен, прежде всего, полноценный эмоциональный контакт, а не просто физическое пребывание в доме.
- Физическое общение с родителями обогащает девочку. Когда ваш ребенок станет слишком взрослым для объятий с вами? Никогда!
- Расскажите дочери о половом созревании и взрослении своевременно: девочке в возрасте 8-9 лет уже стоит узнать о предстоящих изменениях.
- Если дочка хочет узнать что-то или спросить, будьте открыты, спокойны и доброжелательны. Тогда в трудном моменте она придёт именно к вам и расскажет о том, что происходит. Не оставляйте дочь одну с переживаниями, тем самым не позволяя опасностям и насилию появиться в её жизни.
- Не внушайте дочери предубеждений о роли женщины. Избегайте фраз, утверждающих, что ее основная задача — быть хорошей женой и матерью, хранительницей очага или слабым полом. Не ограничивайте ее взгляды общественными стереотипами. Дайте ей свободу выбора и возможности в будущем.
- В присутствии дочери не рассказывайте унизительные шутки о женщинах, например, не высмеивайте «блондинок», женщин за рулём или женщин, которые отстаивают свои права. Говорите вместо этого о том, что женщины способны на многое и разное: заниматься искусственным интеллектом, строить города, полететь в космос, стать президентом, исследовать мозг или создавать моду.
- Не подталкивайте девочку к желанию сбросить вес или корректировать внешность для соответствия модным представлениям о красоте.
- Не насмехайтесь над ею из-за ошибок. Скажите: «Это урок, а в следующий раз можно поступить иначе».
- Физическое воздействие, наказание и насилие по отношению к дочери недопустимы. В доме должна быть атмосфера безопасности.
- Не допускайте нормализации насилия по отношению к женщинам! Фразы вроде «сама виновата» подрывают уверенность девочки в себе. Чаще говорите ей, что никто не имеет права нарушать её безопасность, что она может говорить «нет» и защищать свои границы, а вы всегда готовы помочь ей в этом.
Учитель «Европейской гимназии» Оксана ЛубянскаяЖенщина, которая поддерживала выпускниц восьмого класса Вару и Олесю в работе над проектами, разделяет с родителями стремление к…
- Формируйте в жилище среду взаимоподдержки и благожелательности.
- будьте внимательными и вовлечёнными;
- Не умаляйте важности чувств дочери и показывайте ей терпение в ее разных настроениях.
- Старайтесь строить тёплые и доверительные отношения, чтобы девочка всегда понимала, что остаётся в безопасности и имеет сильную семью рядом.
- Конечно, хвалите девочек за достижения, даже если те кажутся небольшими. Это поможет девочкам чувствовать свою ценность и убережет от комплексов.