В чем разница между судьбой героини «Жестокого романса» и Джен Эйр?

Каковы причины трагического исхода в жизни Ларисы?
Джен Эйр – яркий пример. Она росла сиротой, не имела средств к существованию, но не сломалась, получила образование и стала учительницей в школе для девочек, затем гувернанткой в обеспеченной семье, а потом снова работала учительницей в сельской школе. Жизнь была скромной, но достойной: она обеспечивала себя собственным трудом. Что же мешало Огудаловой поступить подобным образом? Ведь образование у нее было…
Разное образование
Не все оказалось столь однозначно. Действие разворачивается приблизительно в один период, однако в Англии, где проживала Джен Эйр, уже функционировала разветвленная система закрытых учебных заведений для девочек, напоминающих современные интернаты. Героине, несмотря на все препятствия, удалось приобрести именно такое образование, которого хватало для работы учительницей в подобной школе. В те годы в Англии можно было встретить немало подобных девушек.
Что происходило в России в 1870-х годах? Необходимо сразу отметить: Ларисе Огудаловой было бы недопустимо работать, например, модисткой или прислугой у состоятельных людей. Она, несмотря на то, что была бесприданницей, происходила из уважаемого дворянского рода («Огудаловы — фамилия хорошая», – замечает Кнуров). Принятие должности служанки для нее повлекло бы за собой полное социальное унижение. А поскольку «фамилия хорошая», но средств нет, то единственный возможный вариант – преподавание. Могла ли Лариса вести занятия в гимназии или земской школе? Вряд ли, поскольку у нее отсутствовало необходимое образование. Для этого следовало закончить Институт благородных девиц, или, в крайнем случае, гимназию.
Для Ларисы работа гувернанткой означала потерю социального статуса
У Огудаловой отсутствовал соответствующий диплом. Она получила стандартное для того времени домашнее образование, где ее обучали, в основном, музыке, пению, рукоделию, возможно, французскому языку. Следовательно, для получения дохода необходимо было найти место гувернанткой в состоятельном доме. Это предполагало, что Ларисе пришлось бы проживать вместе с семьей подопечной, ее статус был бы несколько выше, чем у служанок, но от нежелательного внимания мужчин в этой семье она не была бы защищена. И никто не стал бы ее поддерживать: подобное зависимое положение было характерно для гувернанток.
Подобные разговоры и слухи неизбежны: в маленьком городе все хорошо знакомы с Ларисой и ее матерью, знают об их благородном происхождении, и как же тут удержаться от обсуждений! Если бы Лариса решила переехать в другой город, ситуация могла бы стать еще более сложной: она бы осталась без самого близкого человека – матери – и немногочисленных людей, готовых ее поддержать.
Найти учениц — затруднительно
Существовала альтернатива – не работать гувернанткой, проживающей в доме семьи, а быть приглашаемой учительницей для отдельных занятий, например, по музыке. Это позволило бы избежать общественного порицания. Знакомые продолжали бы уважать скромную, но порядочную девушку, вынужденную обеспечивать себя. Она оставалась бы частью дворянского круга и всегда имела бы возможность вернуться к прежнему образу жизни – двери для нее остались бы открыты. Однако, скорее всего, в провинциальном городе, где жила Лариса, было бы крайне сложно или нереально найти учеников. К тому же, обладала ли она достаточными знаниями, чтобы стать педагогом?
Джен отличалась строгой натурой, а Лариса была веселой и жизнерадостной
В городке все знали, что Лариса родом из «веселого дома». Полагают, что в приличную семью учительницей бы взяли такую девушку? Ведь от подобного «веселья», когда в доме постоянно находятся мужчины, несложно очутиться в нежелательной ситуации. «Не дом, а цыганский табор!» – так метко выразился Карандышев. Однако предложить ей посетить выставку в Париж считают допустимым. Возможно, потому, что Лариса привлекательна и жизнерадостна? По сравнению с ней Джен Эйр кажется излишне сдержанной, строгой и, откровенно говоря, неприметной, вряд ли бы ее пригласили в Париж.
Еще одно отличие этих героинь заключается в том, что сегодня каждая девушка имеет возможность самостоятельно обеспечивать себя финансово, не уступая мужчинам, и поддерживать достойный уровень жизни. В девятнадцатом веке женщины не обладали подобными возможностями.
