Звезды

Как Гайдай использовал Миронова и Гомиашвили и где искал вдохновение

Фото: img.freepik.com

Козодоев — да, Бендер — нет!

В 1970 году Гайдай приступил к поиску актеров на роль Остапа Бендера для фильма «Двенадцать стульев». Среди первых, кого пригласили на пробы, был Андрей Миронов. Его близкие были уверены, что роль достанется ему, ведь годом ранее он завоевал признание публики, сыграв Козодоева в «Бриллиантовой руке». Однако прослушивания завершились, но приглашение на съемки так и не последовало.

Миронов узнал, что Гайдай продолжает рассматривать других кандидатов на роли. Он осознал: ему не суждено получить эту роль. Но причина оставалась неясной, ведь режиссер, казалось, мог оценить профессиональные качества актера. Гайдаю требовался партнер для Козодоева, который смог бы составить достойную пару Папанову. На роль Геши рассматривались Георгий Вицин, Михаил Пуговкин, Валерий Носик… Но ни один из них не подошел! Гайдай заметил Миронова в театре во время постановки «Интервенция» и сразу восхитился: «Настоящий бандит!». И актер оправдал ожидания: Геша в его исполнении получился просто идеальным. Яркий, живой, со своим неповторимым характером… Также актер впечатлил Гайдая своей исключительной работоспособностью и ответственным подходом к работе.

Складывалось впечатление, что перед нами готовый Бендер. Однако режиссер полагал, что подобный выбор окажется слишком очевидным, и зрители увидят не Остапа, а Гешу: ведь практически все в стране смотрели «Бриллиантовую руку». Поэтому предпочтение было отдано Арчилу Гомиашвили.

Снялся у конкурента — это был удар!

Что стало с Мироновым? Почему он больше не снимался в комедиях Гайдая? Изначально Леонид Иович планировал предложить ему роль Милославского в картине «Иван Васильевич меняет профессию», а роль Ивана Грозного должен был исполнить Юрий Никулин. Однако Никулин отказался от этой роли. На его место пригласили Юрия Яковлева, и дуэт Миронова и Яковлева не выглядел убедительно. Затем Миронов все же воплотил образ Остапа Бендера, но уже на съемочной площадке Марка Захарова, что стало серьезным разочарованием для Гайдая. Последующим фильмом стала комедия Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»… Творческий путь Миронова оказался весьма успешным, но — без участия Гайдая.

Бендера чуть не сыграл Высоцкий

Леонид Иович прекрасно осознавал, что выбор Бендера должен был оказаться удачным решением. Поэтому пробовал очень многих актеров. Среди претендентов на роль были такие известные актеры, как Валентин Гафт, Олег Борисов, Евгений Евстигнеев и Алексей Баталов. По некоторым сведениям, прослушивание проходило даже у Муслима Магомаева! В итоге режиссер нашел того, кто ему был нужен – Владимира Высоцкого. Он идеально подходил для этой роли, и все предвещало успех. Однако, как утверждают, пристрастие Высоцкого к алкоголю стало препятствием. Он уехал и перестал появляться в Москве. Существует иная версия, согласно которой кандидатуру Высоцкого отклонили чиновники. Установить, что из этого соответствует действительности, а что является плодом фантазии, уже невозможно, и Гайдаю пришлось искать другого актера на роль Бендера.

Сочетание Гайдая и Гомиашвили оказалось весьма неожиданным…

Узнав об успешной постановке спектакля «12 стульев» в Грузии, Гайдай решил посмотреть его лично. Особенно его впечатлила игра Арчила Гомиашвили в главной роли. Даже факт наличия у актера судимости не помешал режиссеру: когда-то в молодости Арчил срывал кожаную обивку с кресел в кинотеатре и продавал ее, за что и был наказан. Нельзя не отметить, что это весьма своеобразный способ заработка. Грузинского актера сразу же включили в фильм, он даже не успел запомнить свою роль: приходилось учить ее буквально в процессе, непосредственно перед началом съемочного периода.

Все шло успешно, однако на съемочной площадке произошел конфликт между двумя лидерами. Арчил Гомиашвили, известного как «горячий грузинский парень», был не готов подчиняться указаниям. В свою очередь, Гайдай решительно пресекал любые попытки актера вносить изменения в роль и настаивал на том, чтобы тот «перестал изображать». На протяжении всех семи месяцев съемок они с большим трудом находили общий язык. Неразрешенное напряжение достигло пика по окончании работы: в качестве финального аккорда актер и режиссер обменялись резкими замечаниями и расстались — без возможности примирения. Даже для озвучивания Бендера Гайдай привлек другого исполнителя. Тем не менее, для Арчила Гомиашвили эта работа стала настоящим шансом — Гайдай сделал из него известного актера.

Крачковская стала одним из ключевых и значительных талисманов Гайдая

Поиски мадам Грицацуевой не принесли результата: Наталья Гундарева и Нонна Мордюкова казались более подходящими кандидатами, однако режиссёр Гайдай не уловил в них ту наивную прелесть простой вдовы, характерную для персонажа романа Ильфа и Петрова. Как-то раз он стал свидетелем того, как невысокая, хозяйственная женщина с любовью угощает мужа — звукооператора Владимира Крачковского: она регулярно приносила ему на работу обед и горячий чай в термосе. Именно такую женщину он и искал на протяжении всего времени!

Крачковская поначалу даже расплакалась, прочитав в сценарии: «Арбузные груди, нос обухом, расписные щеки и мощный затылок». Подходящего размера платья в костюмерной тоже не обнаружилось. Костюмерша едко заметила: «У нас нет чехлов для танков». Но все это были незначительные неурядицы, и вскоре Наталью Леонидовну начали снимать.

Безусловная преданность делу Крачковская заслуживает восхищения: она лично выполняла все сложные, а порой и рискованные трюки во время сцены погони за Бендером в редакции, поскольку не удалось найти дублерш с подобным телосложением! Вспоминается эпизод, где она едет лежа по ленте транспортера и застревает, болтая ножками? После триумфального успеха «Двенадцати стульев» Крачковская превратилась в настоящего талисмана для Гайдая — он приглашал ее на съемки практически во всех последующих комедиях.

Чтобы помочь Леониду Гайдаю, Сергей Филиппов отказался от употребления алкоголя

Когда эти два талантливых человека встретились, Сергей Филиппов уже имел статус признанной звезды: в Ленинградском театре комедии для него специально создавались спектакли. Однако, актер обладал непростым характером: он настолько пристрастился к алкоголю, что регулярно прибегал к запоям, срывая репетиции и представления. Ему не раз прощали его выходки, но в конце концов терпение руководства лопнуло, и Филиппова отстранили от работы в театре. Предложений сыграть роли в кино также не поступало, и известность комика постепенно снижалась.

В этот момент в жизни актера появился Леонид Гайдай, который предложил ему не просто роль, а главную – Кису Воробьянинова, в дуэте с Арчилом Гомиашвили. Сергей Филиппов был очень признателен режиссеру, так как своевременная помощь оказалась для него неоценимой. Леонид Гайдай впоследствии задействовал его в семи своих фильмах. Сергей Филиппов, которого многие считали человеком, страдающим от алкогольной зависимости, ни разу не разочаровал своего любимого режиссера: он полностью отказывался от спиртного на период съемок.