Почему дети труднее сидят за партой: исследование учёных

Shutterstock/Fotodom.ru
Мы постигаем понятие времени ещё в детстве. По мере взросления наше восприятие его меняется, приобретает иной смысл. Такой подход обусловлен тем, что время нематериально. Его нельзя измерить с помощью органов чувств, прикоснуться к нему.
В чём разница в восприятии времени детьми и взрослыми?
Младшие дети определяют длительность временных промежутков по количеству событий в них. Чем насыщеннее событиями отрезок времени, тем он кажется им продолжительнее. Взрослые же люди воспринимают время как абсолютное понятие, не зависящее от индивидуального восприятия.
Все помним, какими долгими казались уроки в первом классе. Дети изнывают, пытаясь высидеть на одном месте сорок минут! В таком возрасте тянутся невероятно долго. Усидчивость зависит от характера, темперамента и воспитания. Однако возраст, как показали исследователи из венгерского Университета Этвоша Лорана, играет определяющую роль.

Shutterstock/Fotodom.ru
Как исследователи добрались до истины
Ученые провели эксперимент с участием 138 человек, разделенных на три группы по возрасту: дошкольников (4-5 лет), школьников (9-10 лет) и взрослых (с 18 лет). Участникам показали два видеоролика одинаковой длительности – по одной минуте – из популярного мультсериала, отличающихся динамичностью сюжета.
В первом ролике показана история о полицейском, который спасает животных и наказывает вора. Во втором несколько человек просто плывут в лодке. Испытуемые не знали, сколько длится каждое видео, и должны были угадать продолжительность каждого отрезка.

Shutterstock/Fotodom.ru
Результаты исследования
Статистика выявила противоречивые результаты. Дети раннего возраста посчитали видео с динамичными событиями длиннее, а подростки и взрослые – наоборот, короче по сравнению с тихим фрагментом.
Полученные результаты не были единообразными даже внутри возрастных групп. Например, только две трети дошкольников считали видео о полицейском более длинным, а три четверти взрослых – наоборот. В результате ученые пришли к выводу, что переход от детского к взрослому восприятию времени происходит приблизительно в возрасте семи лет.
Учёные выяснили, что чем больше ребёнок может поведать о видео, тем дольше оно ему кажется. С этим связанным понятием эвристики обратились учёные во время эксперимента. Эвристика — набор методов для быстрого решения непростых задач, не требующих длительных размышлений.
Исследователи сделали вывод: даже знакомые с идеей абсолютного времени взрослые люди продолжают подчиняться собственному ощущению времени.