Первокласснику и родителям в помощь: справляемся со стрессом

Кейс 1*
В первый класс Ян шёл с большими ожиданиями от себя. Старший брат, ученик шестого класса, был для него примером: круглый отличник, спортсмен, звезда класса. Соответствовать такой модели — задача не из лёгких! Любые школьные неудачи давались Яну тяжело: неровная буква в прописях, случайно порванная обложка, забытая дома спортивная форма, неидеальный диктант.
Родители помогали обсуждать день в школе: «Что важное произошло сегодня? Что особенно понравилось в школе? Что делали на прогулке с классом?». Уделяли особое внимание разговорам о том, что получилось: «Ого, очень красивый рисунок! Как ты смог нарисовать такого красивого зайца?» И о том, что стало лучше: «Я помню, что в прошлый раз в прописях были ошибки, но на этой странице нет ни одной помарки. Как тебе это удалось?».
Кейс 2
В первом месяце в школе Свету мучили усталость и тоска. Утром собираться в школу ей давалось с трудом. С воскресенья вечером начинала грустить о предстоящем понедельнике. Родители решили действовать и обратились к классной руководительнице, чтобы обсудить трудности дочери и способы помочь ей адаптироваться в классе.
Ввели обязательные прогулки и зарядку, полезные перекусы, поддержку питьевого режима, более структурный распорядок дня, а также таймер на учебу — не больше 25 минут с последующим перерывом. Предсказуемость дня, смена деятельности и помощь ребёнку позволили легче влиться в процесс обучения.
Кейс 3
Школьные годы Ирины были омрачены буллингом со стороны одноклассников и учителей, конфликты сопровождали её весь период учёбы. Когда первый сын Ирины пошёл в первый класс, тревога взяла верх над спокойствием. К ней добавились ещё большие опасения, когда весной классный руководитель пригласила Ирину на беседу и продемонстрировала тетради ребёнка. Учительница настоятельно советовала посетить психолога вместе с мальчиком, отметив явные проблемы первоклассника с письмом.
Ей потребовалось несколько месяцев самоанализа и наблюдений, чтобы вернуть трезвость в размышлениях о том, как в школе относятся к сыну, не придираются ли к нему и идут ли навстречу. В итоге она решила обратиться к детскому психологу. Диагностика показала дислексию, после чего мальчик начал посещать коррекционные занятия.
Публикация историй осуществляется с согласия их авторов. Настоящие имена заменены.
Что говорит возрастная психология?
Для первоклассника поход в школу — это новый этап жизни, наполненный перемеными. Ребенок приобретает статус ученика, неся теперь ответственность за обучение и находясь в новом окружении с оценочной средой.
В начальной школе учёба становится главным занятием ребёнка. В этот период дети начинают активно изучать учебные навыки: подчинение инструкциям, выполнение заданий. Не стоит ожидать, что ребёнок с первого сентября станет послушным учеником в чистой рубашечке, отвечающим только по поднятой руке. Конечно, в самом начале всё может происходить не так гладко, как хотелось бы, но при поддержке учителей и родителей он сможет привыкнуть к более строгому школьному распорядку. Важно помнить, что для ребёнка этого возраста очень важна оценка и поддержка значимых взрослых, поэтому важно обращать внимание на то, что у нового ученика получается, в чём он проявляет себя как настоящий школьник.
Развивается представление о себе, строятся новые отношения на основе успеваемости, дружбы и принятия среди сверстников. В это же время формируется начальная самооценка, которая пока довольно значительно зависит от мнения окружающих. Поэтому ребёнок может начать сравнивать себя с другими учениками в классе и стремиться к успеху.
С возрастом у детей формируется понимание своей ответственности за выполнение домашних заданий и учебы. Это способствует развитию самодисциплины, важной для эффективного обучения. Дети осознают, что достижения зависят от их личных усилий и стараний.
Ставлюись не только источниками знаний, позволяют развивать учебные навыки, поддерживать дисциплину, работать в коллективе и строить отношения с другими. Кроме того, предоставляют обратную связь, оценивая поведение, работу и успехи.
Будет трудно…
В школе ребёнок встретит много нового: новое место, новых друзей, новые правила. Из-за этого появятся и новые сложности.
◆ Для ребенка начальная школа — первое испытание. Постоянное общение со многими сверстниками и учителями может вызывать сильные эмоции у ребёнка, ведь малыш только осваивает новые связи, стремится найти свою нишу и разбирается в нормах взаимодействия.
Что делать?
Способствуйте установлению новых дружеских связей для ребёнка. Узнавайте у него о его днях, о детях, которые ему нравятся, и помогайте разрешать возможные конфликты. Можно приглашать одноклассников в гости или организовывать совместные прогулки. Общий досуг усилит социальные связи ребёнка и даст ему уверенность.
◆ В образовательном учреждении ученики встречают новые ожидания. На уроках нужно сидеть, следовать указаниям учителя, вовремя выполнять задания. Это может быть очень трудно. Для многих первоклассников это большая перемена после более свободного режима детского сада или домашней жизни, так как строгий школьный порядок требует большей собранности и дисциплины.
Что делать?
Постепенно в домашних условиях развивайте навыки концентрации и усидчивости ребёнка. Предложите ему ролевые игры на школьную тему или досуг, во время которого можно будет сидеть за столом, выполнять задания по времени, концентрироваться. Важно, чтобы тренировка проходила без давления, естественно и непринужденно. Если ребёнку трудно, то хорошо будет, если он увидит, что вы замечаете его старания и готовы помогать.
◆ Младшие школьники только осваивают школьные будни. Продолжительная умственная нагрузка и плотный график могут сделать для некоторых детей учебные задачи сложными и требующими больших усилий. Если это начнет приводить к утомлению и снижению мотивации, то необходимо принять меры.
Что делать?
Поддерживайте ребёнка в выполнении домашних заданий, воспитывая положительное отношение к учебе. Покажите, что ошибки — это естественно и не страшно, а важная часть обучения. Обращайте внимание на то, что учеба важна не оценками, а возможностью развиваться, узнавать новое, расширять свои горизонты и пробовать что-то новое. При затруднениях разделите задание на более простые шаги, чтобы снизить стресс.
Важно уделять первокласснику достаточное время для восстановления ресурсов. Помогают этому овощи и фрукты как перекус, поддержание питьевого режима, смена деятельности в течение дня, а также понятное и устойчивое расписание с постоянным временем ритуалов перед сном.
◆ В учебном заведении воспитанники должны приобретать большую независимость. Собирать портфель, следить за своими вещами, готовиться к урокам – для многих первоклассников это новый вызов, так как привыкают к большей ответственности за свои действия.
Что делать?
Постепенно знакомьте ребенка с самостоятельностью, предлагая простые задания: собрать рюкзак на следующий день, подготовить спортивную форму. Сначала выполняйте это вместе, затем при вашем наблюдении, а потом и вовсе самостоятельно — постепенно ослабляйте контроль. хвалите попытки ребенка быть самостоятельным, даже если все не получается идеально. В самом деле старается! Важно, чтобы он чувствовал вашу веру в его силы.
◆ В школе дети могут испытывать мощные чувства. Чувства, например волнение, страх, радость или разочарование, могут быть трудными для первоклассников.
Что делать?
Научите ребенка высказывать свои чувства и говорить о них. Объясните, что волнение или страх — это нормально. Если малыш переживает неудачи, подбодрите его словами: «Я знаю, ошибаться очень обидно. Но ты старался, и это самое главное», «Ты, наверное, очень расстроен из-за поражения. Это нормально! Я все равно горжусь твоими стараниями». Так вы поможете ему понять, что его эмоции важны, а родители — безопасный оплот поддержки.
…и родителям тоже!
Школьный год для первого класса может быть сложным и для взрослых.
◆ Начало школьного пути для ребёнка вызывает волнения у родителей. Его адаптация вызывает беспокойство: как ему удастся справиться с учебой, как он поведет себя в новой компании, не возникнет ли проблем с поведением или обучением.
Что делать?
Тревога — это чувство, помогающее отличать опасное от безопасного. Она заставляет нас задуматься перед действием. Однако порой тревога беспочвенна. Узнайте, что на самом деле вызывает беспокойство и реально ли оно опасно.
Важно помнить, что тревожность взрослых передаётся детям. Старайтесь доверять ребёнку и школе, оставаясь при этом доступными для поддержки. Это может быть сложно, но готовность к диалогу и сотрудничеству даёт большую опору как в помощи ребёнку, так и в разрешении разноплановых ситуаций школьной жизни.
Вы можете найти поддержку у других взрослых, которые прошли через что-то подобное.
◆ Иногда родителям свойственны завышенные ожидания от детей. Преждевременные требования к успехам могут привести к тому, что ребенок, ещё не полностью адаптировавшийся к школьной жизни, почувствует себя беспомощным и бессильным, лишившись мотивации и интереса к учебе.
Что делать?
Первокласснику требуется время, чтобы адаптироваться к школе и новым правилам. Поддерживайте его, а не стремитесь к идеальным результатам сразу же. Обращайте внимание не только на оценки, но и на сам процесс обучения: поощряйте интерес к знаниям и помогите ребёнку получать удовольствие от учёбы.
◆ Начало школьного года для мам и пап первоклассников подразумевает изменение привычного графика дня. Будильник раньше, на завтрак 15 минут, успеть к первому уроку, домашнее задание сдать вовремя, отбой по графику, «а то завтра не проснется». Новая логистика и микроменеджмент точно добавляют стресса родным!
Что делать?
Внедрите новый распорядок дня для семьи, включающий время на выполнение домашних заданий, отдых и совместные занятия. Постепенно поручайте ребенку маленькие задачи, чтобы он учился собираться в школу и следить за своими вещами. Это облегчит вашу нагрузку и сделает ребенка более самостоятельным.
Спокойствие, только спокойствие!
Не всё получится сразу. Адаптация может занять от нескольких недель до полугода, а иногда и весь первый класс. Быть рядом с ребёнком, замечать его достижения и сложности, постепенно помогая освоить новый мир — самое главное. Ваше терпение и поддержка важны для успешной адаптации.
Если адаптация ребёнка всё же вызывает у вас беспокойство, обратитесь к классному руководителю. Вместе вы сможете разработать стратегию и сделать период адаптации более лёгким, полезным и безопасным. Также помните, что за помощью можно обратиться к детскому психологу. Психолог сможет работать с ребёнком и давать индивидуальные рекомендации родителям и школьным учителям.
Пусть учебный период будет радостным путешествием, наполненным новыми знаниями!
