Передача опыта воспитания детям

Передача родителями детям опыта жизни и обучение социальным навыкам – необходимое условие для воспитания. Ожидается, что родители обладают необходимыми коммуникативными и социальными навыками для большинства жизненных ситуаций. Ребенок усваивает основы поведения с родными и близкими, сверстниками и взрослыми в детском саду и школе на примере родителей. Кроме того, ребенок общается с мамой и папой, узнает от них о разных событиях из их жизни.
В обычной жизни ребенок самостоятельно принимает решения, опираясь на опыт родителей. В случае конфликта или стресса взрослые должны быть рядом: выслушать, помочь с выбором и иногда вмешаться (в частности, при травле или опасных ситуациях).
В прошлом опыт передавался неизменным, готовым образом. Индивид играл другую роль в обществе, традиции обладали большим значением, перемены происходили медленно. Сегодня конфликт поколений обостряется из-за стремительных изменений: опыт родителей по некоторым ситуациям может оказаться нерелевантным. Но беспокоиться не стоит: главное, что мы можем передать детям – это наши ценности. Сострадание, гуманность, добросовестность, стремление поддержать близкого человека – эти качества должны оставаться неизменными при любых технических достижениях или общественных потрясениях.
Обучая ребенка жить, необходимо соблюсти баланс: оградить от опасностей и позволить ему проживать собственную жизнь. Можно информировать и показывать примеры, но не прятать от реальности и не брать на себя ответственность за его поступки. Родители боятся ошибок ребенка, но там, где это безопасно, нужно разрешить ему получать собственный опыт, выстраивать взаимодействие с миром, даже через пробы и ошибки. Забытое в школе или невыполненное задание – не катастрофа, а возможность стать внимательнее и ответственнее.
В семьях, где родители стремятся оградить ребенка от любых негативных переживаний, давая ему «готовые решения» на все ситуации, складывается сложная ситуация. Такое воспитание может помешать человеку достигать своих целей, а он и вовсе не может ставить перед собой задачи, испытывая чувство вины по поводу желаний, не одобренных или заранее продуманных родителями. Человек боится разочаровать маму и папу, подвести, совершить ошибку. Из постоянного страха жить его можно вывести только длительной работой с психологом.
Много родителей жалуются: подрастающие дети перестали их слушать. Специалисты утверждают, что это вовсе не нормальное стремление к независимости и ни в коем случае не неуважение со стороны молодежи. Подростки, приближающиеся к самостоятельной жизни, могут быть не готовы к непродуманной опеке взрослых. Вот самые обычные её проявления.
- Постоянная критика и отрицание ценности подростка, ожидание неудачи в начинаниях. «Неужели тебе дали эту работу? Мы были уверены, что ты не справишься! Разве ты сможешь?..» Ребенок потеряет доверие к взрослым, которые его не поддерживают.
- Неприятие выбора ребёнка по поводу деятельности и направления обучения.
- Отсутствие уважения к личным границам и чрезмерный контроль со стороны родителей могут привести к тому, что ребенок окажется подавленным или стремится найти пространство с более приемлемыми условиями.
- Неспособность признать свои ошибки. Чувство справедливости естественно для каждого человека, и если ребёнок замечает несправедливость и манипуляции со стороны взрослых – это причиняет ему вред.
- Жертвенность. Если в семье говорят «мы на тебя всю жизнь положили», ребенок (и взрослый) не может вынести такой нагрузки. Если родители ждут, что подросток будет отдавать долг полным соответствием их ожиданиям, это невозможно даже для самого послушного и отказавшегося от своих мечтаний ребенка. Ему проще избегать общения с родителями, чем пытаться решить нерешаемую задачу.
Передача жизненного опыта родителей успешна только при искреннем участии в жизни ребенка. И даже в сложных ситуациях, когда родителям кажется, что им «нечего дать», у них всегда есть главное для детей: любовь, одобрение и поддержка.