Педагог делится советами по адаптации первоклассника в школе
При проблемах, когда ребенок не идет на контакт и ничего не рассказывает, необходимо подключить специалиста — в большинстве школ штата работают психологи.
Успешное включение ребенка в коллектив влияет на его учебные успехи. Учитель начальных классов рассказала о том, как и чем помочь ребенку.


Ирина Куликовапедагогика
Коллектив должен быть здоровым
Ребенок может быть интеллектуально и физиологически готов к школе, но в первом классе не знать ни одного знакомого ребенка. Лучше всего, если ребенок поступает в школу вместе с теми детьми, с кем ходил в детский сад, но это не всегда возможно. Помочь ребенку найти свое место в школьном коллективе — главная задача учителя. Дети все разные: с разным уровнем развития и подготовкой — им нужно помочь подружиться. От этого зависят успехи в учебе и то, будет ли школьный коллектив здоровым.
Сплоченный класс — это дружный коллектив, где есть взаимовыручка. Педагог должен организовывать мероприятия для укрепления единства класса: походы в горы, поездки в театр или капустники с чаепитием в школе. Привлечение родителей важно, так же как и объединение детей, чтобы вместе решать любые вопросы.
Чем могут помочь родители
Родители не должны оставаться пассивными: считая, что это дело Мариванны, ей следует доверять. Нужно проявлять инициативу, обращаясь к учителю с вопросами о возможности помощи.

Преподаватели – люди, как и все. Открытость со стороны родителей, помощь в организации покупок – всё это побуждает к более позитивному общению с семьями и к особому отношению к детям. Межличностные связи важны: не замыкайтесь, помогайте учителям! Образовательные программы сейчас очень сложные и многочисленные, справиться непросто ни детям, ни преподавателям.
Открытый родитель помогает нам работать легче. Ребенок видит участие мамы и папы в его обучении, понимая, что личный пример — лучший учитель. Школьник сам начинает проявлять инициативу в учёбе, например, учит стихотворение к празднику.
Начальная школа — всему начало
Благодаря этому запускается важный процесс, который позволяет ребенку осознать значимость школы, и самое главное, происходит сплочение коллектива, что тоже дает свои плоды. Потом, даже в старших классах, дети не будут говорить: «О, Иванова пришла», а скажут: «Машенька, какая у тебя красивая юбочка». Нормальные отношения закладываются в начальной школе. Если видим какие-то проблемы в старших классах, значит, начало им было положено в начальной школе.
Важнейшая задача как родителей, так и учителей — постоянно поддерживать взаимопомощь. Образование выходит за рамки школьных стен. Необходимо помнить о важности связки: ученик — учитель — родитель.
Сколько времени занимает адаптация
Адаптация к школе у первоклассника обычно занимает 1-1,5 месяца. Такой исход считается нормой. Если ребенок сразу после начала обучения говорит о том, что не пойдет в школу больше, важно выяснить причину. Возможно, ему просто не понравилась каша в столовой. Однако если он проучился две четверти и вдруг заявляет о своем решении покинуть школу, это повод для беспокойства.
Дети бывают разными: кто-то охотно рассказывает о своих делах, а есть более закрытые. Это не значит, что нужно прекращать побуждать его к разговору. Спрашивайте, что нового он узнал – к этому надо приучать с самого садика. Если не приучите ребенка делиться информацией о жизни в садике, школе и учебе, то во взрослом возрасте вы уже ничего не узнаете. Самое страшное, что в этом случае вы не сможете предотвратить проблемы.
Если подросток попадет в неприятности, вы узнаете об этом только от посторонних. Поэтому учитесь правильно общаться с ребенком: спрашивайте у него и рассказывайте о своих делах. Так мы ребенка ставим на нашу – взрослую – ступень.
Если замечены трудности, а ребенок не общается и не делится информацией, целесообразно обратиться к специалисту — психологи работают почти во всех школах штата.
Благодаря этому запускается важный процесс, который позволяет ребенку понять важность школы. Самое главное — происходит сплочение коллектива, что также приносит свои результаты. Позднее, даже в старших классах, дети не будут говорить: «О, Иванова пришла», а скажут: «Машенька, какая у тебя красивая юбочка». Нормальные отношения закладываются в начальной школе. Если мы видим какие-то проблемы в старших классах, значит, их истоки лежат в начальной школе.
Главная задача как родителя, так и учителя – постоянно оказывать поддержку друг другу. Образование выходит за пределы школьных стен. Необходимо помнить о значимости взаимодействия ученика, учителя и родителей.
Сколько времени занимает адаптация
Адаптация к школе у первоклассника обычно занимает 1-1,5 месяца, это нормальный период. Если ребенок после первых уроков говорит, что не пойдет в школу больше, стоит узнать причину: может быть, ему не понравилась еда в столовой. Но если он проучился два месяца и вдруг заявляет о том, что больше не пойдет в школу, это должно насторожить.
Дети бывают разными: кто-то охотно рассказывает о своих приключениях, а кто-то предпочитает молчать. Но не стоит отчаиваться! С самого детства необходимо интересоваться новыми знаниями и событиями в жизни ребенка. Если не учить его делиться информацией о садике, школе и своей жизни, то во взрослом возрасте он замкнется, и вы рискуете остаться в стороне от его переживаний. Самое страшное — в таком случае вы не сможете помочь ему справиться с трудностями, ведь узнаете о них только из слухов. Важно правильно общаться с ребенком: задавайте вопросы и делитесь своими делами. Такой подход помогает ребенку приблизиться к взрослому миру.