Семья

Патологическое избегание требований у аутичных детей

Фото: img.freepik.com

В ряде случаев избегание связано с особенностями развития. Дети и взрослые с аутизмом испытывают патологическое избегание требований. Патологическое избегание требований — модель поведения, которая проявляется у некоторых подтипов расстройства аутистического спектра и характеризуется отказом подчиняться запросам и ожиданиям других людей.

Кажется, что это безобидно, но не следует забывать о множестве ежедневных дел, таких как чистка зубов, которые тоже являются обязательными правилами. Из-за этого аутичным людям может быть трудно следить за гигиеной или соблюдать установленные нормы.

Какие требования вызывают ПИТ?

Люди с аутизмом могут испытывать неприязнь к… прямые требованияТакие как запросы или пожелания от других людей, например «надевай обувь», «заплати счёт», «ждите тут».

Кроме непосредственных требований, противодействие также провоцируют… косвенные или внутренние требования.

  • Время. Мы не любим, когда приходится точно рассчитывать время прихода и/или окончания работы.

  • Планы. Планирование заранее может как снизить, так и повысить тревожность по мере приближения запланированного события. Из-за неудовольствия неопределённостью совершение импульсивных действий становится ещё сложнее.

  • Вопросы. Прямые вопросы заставляют нервничать.

  • Решения. Процесс принятия решения, даже просто размышления о нём, могут вызвать «паралич возможностей».

  • Внутренние телесные потребности. Даже жажда и необходимость посещения туалета.

  • Собственные чувства или желания.

  • Неопределенность. Нетерпимость к неизвестности — фактор, влияющий на течение ПИТ. Аутистический человек с ПИТ нуждается в предсказуемости и контроле над происходящим.

  • Похвала. Она предполагает ожидание повторения действия с улучшением в будущем. Из-за этого положительное подкрепление может оказаться неэффективным.

  • Переходы между действиями. Забота о продолжении действия и переключении на другое вызывают беспокойство из-за неизвестности, что произойдет в дальнейшем. В буквальном смысле аутичный человек может не встать с места, чтобы отправиться спать (переход от бодрствования к сну).

  • Ожидания. Как свои, так и собственные.

  • Сенсорная перегрузка. Американский блогер Тейлор Хитон говорит о явлении «я тебя не слышу, свет слишком яркий», которое характеризуется чрезмерным шумом и насыщенностью.

  • Присутствие других людей.

  • Любимые занятия. Избегание порождает не только отвращение к чему-то, но и нежелание заниматься любимым делом или видеться с друзьями.

Кроме того, существуют требования внутри требований. Поход в кино — это большое требование, включающее множество мелких: сохранять тишину, не шуметь, реагировать уместно и находиться рядом с другими зрителями. Бесконечное количество ежедневных обязанностей дополняет этот список: вставать, умываться, чистить зубы, одеваться, есть, готовить, убирать, учиться, работать, спать.

Как помочь ребенку с ПИТ

Каждый родитель заботится о своем чаде и желает ему легче пройти жизненные испытания. Для детей с ПИТ это желание может казаться далекой мечтой, но есть некие шаги, которые помогут облегчить его существование.

1. Думайте наперед

Ознакомьтесь с расписанием на ближайшие дни и попробуйте предвидеть, с чем ребёнку может быть трудно. Выявление возможных проблем позволит заранее обдумать план действий. Составьте список вещей, которые могут отвлечь ребёнка и улучшить его настроение в моменты тревоги или кризиса.

2. Составляйте расписание вместе

Дети с аутизмом нуждаются в стабильном распорядке дня и предсказуемости, чтобы ощущать спокойствие. План действий помогает ребёнку понять, что будет происходить далее, обеспечивая ему чувство контроля и возможность обработать информацию.

Когда ребёнок достаточно старший, можно составлять расписание совместно, предоставляя возможность самому добавлять или удалять пункты. Это поможет почувствовать себя самостоятельным. Визуальные расписания наиболее эффективны для аутичных детей.

3. Следите за уровнем стресса

Ребенок с ПИТ может резко меняться в настроении и поведении. Нужно уметь распознавать первые знаки сильного стресса, чтобы помочь ему выйти из ситуации, отвлечь его или уменьшить нагрузку.

Важно обучить ребёнка определять свой уровень стресса по мере взросления, чтобы уметь об этом говорить.

4. Дайте ему пространство

Ребятам с ПИТ может быть сложно контролировать эмоции. Обеспечьте им уединенное место дома и в школе для успокоения, свободное от избытка предметов, которые могут вызывать перегрузку сенсорной системы. Обсудите это заранее с педагогами.

5. Сохраняйте спокойствие

Если ребенок волнуется и паникует, окружающим взрослым нужно внушить чувство спокойствия и безопасности. Для этого важно уметь управлять собственными эмоциями, чтобы помочь ребенку выйти из затруднительной ситуации. Попробуйте глубоко дышать и считать про себя перед тем, как отреагировать на ребенка, чтобы не напугать его и не усугубить беспокойство.

Как требовать без требований

Независимо от ситуации, вам всё равно придётся просить ребёнка о чём-то или требовать соблюдения социальных норм и правил.

1. Говорите косвенно

При обращении к ребенку с помощью косвенных просьб вы даёте ему возможность воспринимать задание как игру. Например, «Давай посмотрим, получится ли у нас» вместо «Ты обязан сделать это». Старайтесь избегать фраз, начинающихся со слов «Тебе пора» или «Ты должен».

2. Дайте ему время

Обработка информации занимает время, поэтому можно озвучить желаемое действие и дать ребенку время для осмысления. Например, поручив детям задание, предоставьте аутичному ребенку некоторое время для наблюдения за другими, чтобы интерес к действию возник сам по себе.

3. Используйте интересы ребенка

Знание интересов ребенка позволяет использовать любимых персонажей или элементы игры для менее явного предъявления требования. Например, если ребенок любит фильмы о Гарри Поттере, можно сказать: «Профессор Дамблдор говорит, что в школе такие правила».

4. Предлагайте выбор

Дайте ребенку простой выбор из двух вариантов (больше не нужно, иначе возникнет «паралич возможностей»). Одно действие должно быть неизбежным, а у ребенка будет возможность выбрать способ его выполнения. Например: «Когда мы пойдем гулять, будешь идти держась за меня или с друзьями?».