Отлично учащийся — не гарантия счастья детства

О том, как требования к получению только высоких оценок могут быть неэффективны, рассказывает психолог и автор учебных пособий Лерона Наринская.
Несмотря на примеры успешных учеников с оценками «хорошо», многие родители до сих пор думают категорично и верят, что учиться нужно только на 4 и 5, иначе не добиться успеха ни в чём. Даже если кажется, что нет ничего плохого в том, чтобы подтолкнуть ребёнка к получению высоких оценок, последствия такой тактики могут оказаться хуже, чем вы думаете.
Всех нас с детства заставляют или мотивируют хорошо учиться«Принеси домой пятерки, буду тебя любить и гордиться, больше не ругать» — фраза, которую многие слышали в детстве от родителей. Ребенок, зависимый от мамы и папы, старается получить хороший результат, чтобы радовать их. Такое поведение в будущем может повлиять на всю жизнь и привести к неприятным последствиям.
Как ведут себя отличники
Ученик, получающий отличные оценки, доставляет радость родителям и учителям. похвалыЕго часто используют в качестве примера для учеников, у которых с учёбой возникают трудности. Всё кажется благоприятным. Однако, каково же реальное состояние дел у этих успевающих детей и как оно отражается на их поведении?
Исторически сложилось так, что чаще всего отличницами становятся девочки. Вырастая, они остаются сильно зацикленными на оценках окружающих людей. Это касается не только учебы или успехов на работе, а любых сфер жизни. Женщина с синдромом отличницы зависима от чужого мнения, ведь на этом основано ее «выживание», принятие и адаптация в социуме. У отличниц выстраивается связь: если она получила пятерку, значит, она хорошая и сможет «выжить» в обществе.
Низкая оценка, даже если она не соответствует действительным знаниям, может внушить ребенку мысль о том, что общество его не принимает или не хочет принимать. Это вызывает у школьника переживания, чувство страха и ощущение неуверенности.
Отличницы часто испытывают тревогу и страх. Такие дети не ощущают базовую безопасность, которая закладывается в первый год жизни.
Без базовой безопасности ребёнку трудно свободно проявляться. Такому человеку сложно поверить в себя, ему всегда кажется, что он недостаточно хорошо ведёт себя и достаточно хорош.
Если такой ребенок понимает, что окружающие чем-то недовольны, может быть им грустно или злятся, то воспринимает это сразу же на свой счет. Становится чувствительным к их состоянию, негативу и уверен, что эта оценка относится именно к нему. При таком раскладе следует ожидать… повышения тревоги и усиления страхаЭти чувства обычно требуют много сил и утомляют ребёнка. От этого дети становятся несчастными.
Что такое проявления синдрома отличника в жизни, в отношениях с родителями и партнёрами?
Синдром отличника характеризуется стремлением человека к совершенству во всех сферах жизни и получением исключительно положительных оценок от других людей.
-
Такие люди часто не уверены в себе Не могут выразить своё мнение из-за страха перед осуждением. Зависят от мнений других и лишены права на собственное мнение, отличное от ожиданий окружающих.
-
Такой ребёнок много раз спрашивает о том, что мог бы разобраться самостоятельно, так как считает, что его точка зрения не ценна.
-
Неуверенность сказывается в манере речи и поведения человека: голос тихий, несмелый, предложения часто остаются незавершенными без положительных оттенков. Речь может быть прерывистой, жесты затрудненны. Высказать свое мнение — большая трудность.
-
Такой человек согласится с другим мнением только если его поддержал авторитетный человек. Ему всегда нужно чувство опоры от кого-то. Это может быть супруг, руководитель или любой человек, которому этот человек доверяет.
-
В отношениях с таким человеком могут возникнуть сложности из-за зависимости его мнения от партнера и проецирования оценок родителей или учителей. Самостоятельность ему свойственна недостаточно, поддержку требует.
Что делать с синдромом отличника
При проявлении синдрома отличника в детстве возможно предотвращение. В настоящее время рекомендуется проявлять эмпатию и чувствительность к потребностям ребенка. Нужно брать его на руки, дарить любовь и ласку. Это поможет ребенку почувствовать, что любовь родителей не зависит от его поведения и оценок в школе, а от его самого существования.
При сформировавшемся синдроме отличника обращение к психологу необходимо. Существуют методики работы с подобными ситуациями. Их цель – найти внутри ребенка травмы, вызывающие чувство нестабильности и недооценку себя, а также изменить его восприятие. Психолог поможет ребенку понять свою ценность для родителей вне зависимости от оценок окружающих. Родителям тоже предстоит большая работа.
После терапии ребёнок поймёт, что непослушание или получение плохих оценок не сделают его плохим человеком и его всё равно будут любить. Укрепится связь «плохие оценки = катастрофа». Только тогда ребёнок раскроется и начнёт учиться по собственному желанию, исходя из своих стремлений, а не из конфликта и страхов перед окружающими.
