Особенности воспитания детей в советских детских садах

1. Работа и труд все перетрут
Людмила Николаевна некоторое время была воспитателем в детском саду. По её словам, маленьких детей с самого начала учили трудиться. Воспитание предполагало взаимопомощь и взваливание ответственности.
Детям назначались разнообразные обязанности: поддержание порядка в столовой и уголке природы. Ранее в дошкольных учреждениях разрешалось разводить рыб, птиц, хомячков и ежей.
В садах были птицы, животные и растения. Дети учились поливать цветы и узнавали о разных видах земли. Самые маленькие наблюдали за воспитательницами, а средние группы активно им помогали. Зимой во время прогулок развешивали кормушки для птиц.
Дети часто проводили время на улице: работали на небольших грядках, сажали цветы и иногда морковь, лук, петрушку. Зимой помогали уборщикам, используя детские лопатки.
2. В здоровом теле — здоровый дух
Марина Николаевна вспоминает, как дети ходили в детский сад в 80-х годах. Там практиковали суровое закаливание: зимой воспитанников могли выводить на улицу босиком или обливать ноги холодной водой из таза на крыльце.
Марина Николаевна говорит, что некоторые родители соглашались на то, чтобы детей целиком заливали водой.
Акцент делали на спорте, утренняя зарядка была обязательной.
3. Поговорим о чистоте
После занятий лепкой и рисованием детям нужно было убрать за собой: им давали тряпки, чтобы те протирали стулья, доски, а потом шли мыть руки. Воспитатели считали главное — приучить ребенка к чистоте и порядку.
«Бабушки учили, как правильно мыть игрушки, как их вытирать, как сушить», — рассказывает Елена, которая пошла в детский сад в 1978 году.
Гигиену считали очень важной. Ее виды были разнообразными: личная гигиена, гигиена приёма пищи и гигиена сна.
Ценилась самостоятельность детей – об этом говорит Ольга Анатольевна, работавшая воспитателем детского сада с 1988 года. Практикой было усадить детей пришивать пуговицы, крепить материал в пяльцы, заплетать ленты в косы. Учили шнуровать ботинки и застегиваться.
4. Учить творчеству!
Елена рассказывает, что детям задавали чтение книг и водили их на кукольные представления.
Она вспоминает поделки, которые готовила ко Дню 8 Марта, 23 февраля и Новому году. Дети раскрашивали доски, делали аппликации и приносили из дома картонные коробочки, превращая их в шкатулки.
Женщина-педагог, проводившая уроки музыки, была очень творческой. Много играла на пианино, разучивали песни для концертов и праздников. Некоторые из этих песен были о Ленине, их я помню до сих пор, — говорит Елена.
5. Деревянные игрушки
Современным детям сложно сравниться с советскими ребятами по разнообразию игрушек. В детском саду могли отсутствовать качели, но обязательно были песочницы и железные «ракеты».
Елена отмечает: «Нам приходилось постоянно придумывать игры без инструментов, что помогало развить как коммуникацию, так и воображение. Было очень интересно!»
В детском садике могли быть детские кроватки и кухня, но играть дозволялось лишь за несколько дней до праздника — воспитатели оберегали вещи учреждения.
Береги дитя душой, накачивай как спелую грушу.
В советских детских садах дети не подвергались телесным наказаниям, но воспитание было строгим, с высокими требованиями.
Ольга Анатольевна помнит, что и родитеи малышей уважали воспиталитедьеюйа; авторитет их был безграничным.
В семьях воспитанность прививалась более строго. Потому для наказания и строгости со стороны преподавателей поводов не возникало, все воспринимали смысл слов с первой же фразы.
