Они слышат, но не понимают услышанного: как нарушение слухового восприятия влияет на поведение и учёбу детей
Около 12% детей имеют нарушение слухового восприятия (НСВ), которое подавляет способность мозга различать и обрабатывать звуки. Несмотря на то, что НСВ не так хорошо известно, оно становится всё более распространенным. Сегодня около 7% детей имеют проблемы со слуховой обработкой информации.
Что такое нарушение слухового восприятия
Нарушение слухового восприятия, также известное как расстройство обработки слуховой информации или синдром Кинга-Копецки относится к состоянию, которое влияет на способность мозга фильтровать и интерпретировать звуки.
У детей с НСВ обычно нормальная структура и функция наружного, среднего и внутреннего уха (периферический слух). Однако они не могут обрабатывать услышанную информацию так же, как это делают другие, что приводит к трудностям в распознавании и интерпретации звуков, особенно звуков, составляющих речь. Считается, что эти трудности возникают из-за дисфункции центральной нервной системы.
НСВ широко распространено у людей с другими нарушениями развития нервной системы, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройство аутистического спектра (РАС), дислексия и расстройство сенсорной обработки (РСО).
Нарушение слуховой обработки обычно диагностируют у детей школьного возраста, поскольку в этот период у них возникают проблемы, связанные с чтением и правописанием. Они могут слышать, но испытывают трудности с пониманием того, что услышали.
Какие трудности испытывают дети с НСВ
- Первая проблема возникает в области мозга, отвечающей за анализ звуков. Уши нормально слышат и отправляют информацию через слуховые пути в центральную слуховую нервную систему, но по мере прохождения сигнала мозг испытывает трудности с различием акустических характеристик полученного звука. К примеру, он не распознает, как звук «С» отличается от звука «Б».
- Вторая проблема возникает во время лингво-фонематического анализа звуковых сигналов. Мозг испытывает сложности со смешиванием звуков букв, чтобы понять слово и сохранить его смысл. К примеру, звук «К-О-Т» не будет означать для него животное.
- Третья проблема возникает во время смысловой обработки речи. Так мы ассоциируем слово «кот» с образом пушистого комочка, ребёнок с НСВ этого не может.
Около 12% детей имеют нарушение слухового восприятия.
Симптомы нарушения слухового восприятия
Дети с нарушением слухового восприятия:
- Часто переспрашивают: «А» и «Что?», тем самым просят повторить информацию
- Не могут сконцентрировать внимание на чём-либо
- Испытывают сложности в выполнении комплексных инструкций
- Имеют трудности с восприятием речи в шумной обстановке;
- Отвлекаются на окружающие их звуки;
- Испытывают проблемы с определением местоположения источника звука;
- Не могут уловить изменения в тоне;
- Путают звуки или слова;
- Рассеянны и невнимательны;
- Имеют задержку развития речи;
- Имеют плохо развитые социальные навыки;
- Испытывают трудности в обучении чтению и проблемы с правописанием.
Ребёнок с этим расстройством так старается понять сказанное, что забывает часть разговора или рассказа. Это может стать причиной проблем в школе, дома и в повседневной жизни ребёнка, где требуются способности слушать, запоминать и отвечать.
То же самое относится и к взрослым с НСВ, которые могут испытывать трудности с телефонными разговорами, выполнением указаний и другими проблемами на рабочем месте.
Дети с НСВ часто просят повторить информацию.
Нарушение слухового восприятия и СДВГ
Предполагается, что 50% людей с диагнозом НСВ имеют синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Некоторые эксперты даже верят, что НСВ это некое проявление СДВГ, хотя большинство всё же считают их отдельными расстройствами.
Есть некоторые отличия между этими расстройствами — люди с СДВГ проявляют невнимательность и неспособность сфокусироваться, и/или гиперактивность и импульсивность вне зависимости от окружения. Дети с НСВ отвлекаются преимущественно в шумных местах, и, как правило, не испытывают таких проблем в тихих. Многие дети с НСВ крайне чувствительны к звукам. На самом деле, некоторые могут испытывать боль, когда слышат, например, звук сирены или раскаты грома.
Эти расстройства имеют и общие симптомы:
- отвлекаемость;
- невнимательность;
- плохие навыки слушания;
- проблемы с поведением;
- проблемы с чтением, пониманием текста, правописанием и словарным запасом;
- трудности с выполнением указаний.
Причины нарушения слухового восприятия
Причины НСВ до конца неясны, но считается, что это состояние может быть:
- врождённым, связанным с задержкой созревания центрального слухового пути;
- приобретённым — через черепно-мозговую травму или хронические ушные инфекции. Факторами риска могут быть также: плохое пренатальное питание, диабет матери, зависимость матери от алкоголя или сигарет, преждевременные роды, низкий вес при рождении, болезнь Лайма и прочие инфекции мозга, а также воздействие тяжёлых металлов, таких как свинец и ртуть.
Хотя человеческая слуховая система полностью формируется к рождению, слуховые пути продолжают развиваться до 12 лет, поэтому НСВ успешно корректируется в детстве.
В классе ребёнка с НСВ лучше посадить ближе к источнику звука и дальше от остальных детей.
Диагностика нарушения слухового восприятия
Сурдологи, психологи и логопеды проводят скрининг НСВ с помощью ряда тестов, которые исследуют слуховую дискриминацию пациента, обработку информации, внимание, память и многое другое. Например, могут попросить детей прослушать тоны и определить, высокие они или низкие, а также прослушать аудиозапись и повторить то, что они услышали. Врачи обязательно исключают потерю слуха и другие состояния, которые могут вызывать эти симптомы.
К моменту обследования пациентам должно быть не менее 7 лет, поскольку когнитивные функции, участвующие в тестировании, обычно все ещё развиваются у детей младшего возраста.
Лечение нарушения слухового восприятия
Терапия может помочь как детям, так и взрослым, но всё же эксперты говорят, что ранняя диагностика и лечение дают лучшие прогнозы у детей, учитывая повышенную пластичность мозга в этом возрасте.
Лечение НСВ состоит из развития навыка слухового восприятия и обучения произношению, чем занимается логопед на индивидуальных занятиях с ребёнком.
Слуховая тренировка включает в себя множество упражнений, направленных на устранение конкретных дефектов напрямую или с помощью «компенсаторных» стратегий. Одной из самых эффективных коррекционных методик, помогающих бороться с нарушением слухового восприятия, является программа Fast ForWord. Эффективная коррекция происходит за счёт использования запатентованной технологии цифровой обработки речи и построена на использовании пластичности мозга человека.
Некоторые методы терапии включают:
- прослушивание различных аудиозаписей в звуковой кабине с введением и контролем помех, чтобы научить слуховые пути различать звуки;
- обучение различению похожих звуков речи (например, «В» и «П»);
- обучение определению местоположения и направления удалённого звука;
- слуховые игры, например, под громкую музыку дети маршируют, под тихую – ходят на носочках.
Ребёнок с НСВ испытывает трудности с восприятием речи в шумной обстановке.
Что можно сделать, чтобы помочь ребёнку с НСВ в классе
- улучшить акустику: закрыть окна, двери, постелить коврики для поглощения ненужного звука;
- посадить ребёнка ближе к источнику звука и вдали от других детей – например, на первую парту;
- установить стереосистему в классе;
- устранить другие источники звука в непосредственной близости;
- учителю нужно говорить медленно и чётко, стараться произносить короткие предложения;
- ребёнку нужно предоставлять помимо устных и письменные инструкции — на бумаге, на доске, вспомогательных карточках;
- использовать вспомогательные технологии (например, наушники);
- разрешать пользоваться тетрадью при обсуждении домашнего задания в классе.