Звезды

Олейников и Стоянов о своей творческой связке

Фото: img.freepik.com

Клявер-Олейников

Илья Олейников и Юрий Стоянов, кроме случая с днем рождения, прожили совершенно разные жизни и отличались характерами.

Родился он в Кишиневе в бедной еврейской семье Кляверов. В одном из двух домов Илья с сестрой и родителями проживали с семьей дяди, а в другом – бабушка с дедушкой. Илья из-за работы с детства не мог ходить в обычную школу, учился по вечерам, но не показывал больших успехов. Из-за этого мальчик выбрал для себя другую дорогу: будущий артист мог не знать грамоты, и Илья Клявер пошёл учиться в Московское училище циркового и эстрадного искусства.

После армии последовало знакомство с Ириной Олейниковой, любовью всей жизни, у которой он взял псевдоним. Начались первые шаги на эстраде как артист разговорного жанра: чтение монологов Семена Альтова, Марьяна Беленького и других авторов со сцены, всегда привнося что-то от себя. Первый успех пришел, когда Олейников начал работать в дуэте с Романом Казаковым. «Вопрос, конечно, интересный» – эту фразу из выступления люди помнят до сих пор благодаря неповторимой интонации. На пике популярности дуэта Роман Казаков скончался от рака. Олейников утратил в нём не только друга, но и блестящего партнера по сцене, замены которому не нашёл долгие годы — пока не встретил Юрия Стоянова.

Актер эпизодов

Юрий Стоянов родился в Одессе и с детства любил шутки и розыгрыши. В один из случаев проиллюстрировал сочинение на тему работы родителей картинкой из учебника по гинекологии, потому что его отец был врачом этой специальности. Мать, являвшаяся завучем школы по воспитательной работе, как-то пригрозила сыну, что выбросит его с балкона пятого этажа. «Мама, не оставляй меня! Ты всё же будешь мнойProud.» — сказал Юра, а оказался прав.

Начало театральной карьеры Стоянова не предвещало блестящего успеха. После окончания ГИТИСа он поступил на службу в Большой драматический театр им. Товстоногова, где долго играл либо эпизоды, либо роли с гитарным исполнением. К своей невостребованности актер относился философски: если не получается в театре, возможно, получится в кино. Именно на съемках фильма «Анекдоты» состоялся судьбоносный разговор с Олейниковым.

Основатели «Городка»

Ранее они были знакомы, но особой заинтересованности друг в друге не проявляли. На съемочной площадке их сблизило отношение к собственным крохотным ролям — обоим было противно такое играть, но выхода не было. Стоянов и Олейников часто сбегали вместе на перекур и изливали друг другу душу.

Съёмки проходили летом. 10 июля Олейников привёз на площадку сумку с водкой и закусками – для того, чтобы отметить день рождения. Стоянов появился с таким же набором. Илюша моргнул на меня своим тиком, и с тех пор у него в голове отложилось что-то о нас. «Как это может быть, чтобы в один день? Это что-то да значит…» — всё время повторял Лелик, — рассказывал Стоянов. Вначале создавали рубрику в программе Кирилла Набутова «Адамово яблоко». Собрали самые интересные анекдоты и раз в месяц инсценировали их. Когда канал «Россия» заказал съемки такой рубрики, поняли — из этого может получиться отдельная программа.

Даже после выхода нескольких серий «Городка» Стоянов считал это несерьезным и не желал покидать театр. Случай подтолкнул к решению: актер заметил распределение ролей в спектакле, где рядом с фамилией Стоянова значилась ремарка: «Выходит Обноскин с гитарой».

В тот же день актер написал заявление об уходе и позвонил Олейникову. «Молодец!», — одобрил тот поступок партнера и дал понять, что не оставит его в трудном положении. Когда артистов стали узнавать на улице, Олейников настоял, чтобы вместе ездили с концертами и всю прибыль делили поровну. А в «Городке» Стоянов получал больше — по инициативе друга. Он сразу же прояснил наши с ним финансовые отношения: всё мы делим пополам. За все годы жизни «Городка» ни разу не возникало разногласий по денежным вопросам. Большая редкость в телевизионном, концертном бизнесе не иметь обиженных сторон. К 2000 году программа получила три премии «ТЭФИ», а создатели её – долгожданное признание.

Оба стремились к киношной реализации, применяя разные подходы. Зрители связывали Олейникова с «Городком», поэтому ему предлагали роли в комедийных проектах. Стоянов же проявлял себя и в других ролях: после работы в фильме Михалкова «Двенадцать» проявился его драматизм. У обоих появились проекты вне «Города», но совместная работа продолжала преобладать, пока не завершилась их дуэт.

Последние годы

После посещения мюзикла «Чикаго» в Америке Илья Олейников увлекся этим жанром и мечтал поставить мюзикл в России. За несколько лет до смерти он решил осуществить свою мечту: придумал сюжет, написал музыку, продал квартиры, купленные в конце 90-х, и на вырученные деньги заказал дорогие декорации и шикарные костюмы для актеров. Главную роль в «Пророке» играл сам Олейников, мюзикл должен был стать «Притчей о блудном веке» с бюджетом в 2,5 миллиона долларов.

Юрий Стоянов пытался убедить партнера отказаться от замысла, но вскоре понял безрезультатность попыток. Олейников, вдохновленный мечтой, не желал слушать о финансовой составляющей, и грамотного продюсера рядом не оказалось. Несколько спектаклей мюзикла не окупились, и его пришлось свернуть. Создатель проекта находился в тяжелом положении. «Илюша вынес и произвел на свет это дитя. Связывал с ним надежды, любил его. А дитя оказалось нежизнеспособным, и он, создатель, никак не мог на это повлиять… Мужчина такое не может не подкосить. Стало угрюмым и подавленным», — вспоминал Стоянов.

Через несколько месяцев на съемках «Городка» у Ильи Олейникова пропал голос. Осиплость не проходила, и пришлось пригласить другого актера для озвучивания, пока Олейников проходил обследования у фониатра и других врачей.

Медики настояли, чтобы актер продолжил работу после выявления диагноза — рак легкого. «Городок» как будто продлил ему жизнь: тяжелобольной человек полгода между химиотерапией ездил на съемки и чувствовал, что все может наладиться. Юрий Стоянов веря в выздоровление партнера говорил: «В наших разговорах слова «опухоль» и «рак» не произносились. Называли это «неким образованием». Лечение было успешным, если верить врачам, но очень тяжелым. Через какие муки прошел Илья, с какой болью боролся, чего ему стоило сниматься, знаю только я и те, кто был на площадке».

В конце октября 2012 года отсняли очередной выпуск, а через несколько дней у Олейникова поднялась температура. Актера госпитализировали, начали лечение. Юрий Стоянов уехал на творческий вечер, но постоянно был на связи с семьей партнера. 11 ноября утра сын Олейникова, Денис Клявер, отправил ему сообщение: «Папа умер». Юрий Стоянов закрыл «Городок» после смерти друга и коллеги. Без него ему было невозможно продолжать работу.