Семья

Олег Янковский и отказ от съемок в продолжении фильма

Фото: img.freepik.com

Сложный сценарий

Фильм задумывался не как история о любви. С 1970-х годов, когда психологию признали наукой, советские граждане проявляли интерес к самопознанию. В научно-популярных изданиях того времени публиковались статьи и об аутотренинге, методике самовнушения.

Режиссер Сергей Микаэлян прошел войну, был дважды ранен. По его словам, еще во фронтовых окопах под Ржевом будущий режиссер преодолевал страх с помощью самовнушения. Впоследствии всю жизнь занимался аутотренингом и мечтал поделиться опытом. Задумав сценарий под рабочим названием «Сотвори себя сам», хотел приобщить зрителей к работе над собой, рассказать о том, что человек силой мысли может изменить свою жизнь и жизнь окружающих, стать счастливее. Но интересная история из задумки у Микаэляна не получалась.

У Сергея Герасимовича был серьёзный творческий кризис. Один снятый им фильм остался на полке, другой запретили сразу после премьеры, в третий он не мог найти актера на главную роль, а сценарий не клеился. Он даже забросил его, увлекшись историей о «беглом» танцовщике балета Александре Годунове, но и этот фильм запретили ещё на уровне сценария, и Микаэлян вернулся к теме аутотренинга.

Режиссер приобрел большой брикет мороженого за 48 копеек, направился домой и с порога заявил: «Витя, я пришел тебя подкупать! Спасай». За несколько дней Мережко трансформировал идею самосовершенствования личности в лирическую комедию. Однако веры в успех фильма у него не было, да и желанием быть третьим сценаристом в титрах не обладал, поэтому отказался от упоминания своего имени, о чем позже сожалел.

Главные роли

Микаэлян предложил роль библиотекарши Евгении Глушенко из Малого театра без проб, хотя по сюжету Вера должна была быть худой, с вытянутым лицом и длинными ногами.

Актриса с удовольствием сыграла роль дурнушки: ее гримировали, рисовали прыщи, накладывали вес, делали непривлекательную прическу. Глушенко не скупилась на себя и мазала волосы глицерином для усиления эффекта неухоженности.

Режиссер задумал показать эволюцию героини на глазах у зрителей, словно наблюдая мир глазами главного героя. В начале ее видение было субъективным — полная, сутулая женщина неопределенного возраста с обычной внешностью. К финалу происходило заметное преображение.

Главный герой сильно отличался от образа из сценария. Его должно было быть максимум 25 лет, но ни один актёр этого возраста Сергею Микаэляну не нравился. Возрастной диапазон расширили. На роль рассматривались Борис Щербаков и Александр Абдулов, но всё было не так. В итоге Евгения Глушенко предложила режиссеру рассмотреть кандидатуру… Олега Янковского.

Янкинский уже сотрудничал с Микаэляном, исполнив роль парторга в фильме «Премия», вышедшем в 1974 году. Режиссёр даже не рассматривал Янкинского в качестве алкоголика, а сам актер принял предложение с восторгом и в дальнейшем называл роль Игоря Брагина одной из самых любимых.

На тот момент Янковскому было около сорока лет. Все помнят, что он был привлекателен до конца жизни. Но залысины появились у него рано, и Микаэляну казалось, что с ними Брагин выглядит совсем уж небрежно. Поэтому Янковскому надевали полупарик-чёлку.

Всеволод Шиловский отказался от роли соседа-собутыльника Коли. Он занимался спортом и посчитал, что создатели глумятся над спивающимся спортсменом. Но когда актер узнал, кого утвердили на главные роли, изменил свое решение. Шиловский с Янковским сдружились на съемках и постоянно разыгрывали группу. Так, однажды прямо перед рабочей сменой Микаэлян обнаружил актеров в гостиничном номере пьяными вусмерть. Они не хотели работать, а требовали продолжения банкета. Помощники из числа съемочной группы с невероятным трудом дотащили их до киностудии, заволокли на третий этаж в режиссерскую комнату, когда выяснилось, что актеры абсолютно трезвы!

Следуя за Янковским

Фильм «Влюблен по собственному желанию» — проект «Ленфильма», но действие происходит в Москве. Часть сцен сняли в столице, остальное, включая поездки героев в Подмосковье, — в Узбекистане. Театр Ленком, где служил Янковский, отправился на гастроли в Ташкент, актер должен был приступить к съемкам в «Полетах во сне и наяву», поэтому съемочная группа поехала с ним на гастроли.

Создание Подмосковья в Узбекистане оказалось непростой задачей. Необходимо было долго искать подходящие локации и строить с помощью декораций пейзажи средней полосы России. Для фона использовались даже искусственные деревья. Из Ленинграда специально доставили копии обелисков и памятников солдатам, изготовленные на «Ленфильме», так как братских могил времен Великой Отечественной войны в Узбекистане нет.

Секретная премия

Фильм «Влюблен по собственному желанию» вышел 1 ноября 1982 года. 26 стран сразу же закупили картину для показа. Фильм имел огромный успех: на каждом сеансе были аншлаги. В том году журнал «Советский экран» назвал Олега Янковского «лучшим актёром года». А Евгения Глушенко за роль Веры получила премию «Серебряного медведя» XXXIII Берлинского международного кинофестиваля. Из-за того, что это была награда Западной Германии, о достижении актрисы в советской прессе не сообщали.

В начале 2000-х Сергей Микаэлян хотел снять продолжение фильма «Развод по собственному желанию», повествующее о дальнейшей судьбе Веры и Игоря. Евгения Глушенко поддержала идею, а Олег Янковский отказался сниматься, заявив, что дважды в одну воду не входят. Через несколько лет Микаэлян передал сценарий молодому режиссеру Илье Северову, который снял фильм в 2015 году как отдельную историю.