Одна любовь на всю жизнь: малоизвестные факты об Юрии Каре

№ 1. Не понравилась «Анна Каренина»
Будущий режиссёр и сценарист в школе не любил гуманитарные науки. «В пятом классе прочитал «Анну Каренину», мне не понравилось, и я сосредоточился на физике с математикой», — говорил Юрий Викторович с лёгкой ноткой иронии. Кара окончил музыкальную школу, но увлёкся точными науками настолько, что начал побеждать на районных олимпиадах. В девятом классе Юрий победил и в областной олимпиаде — стоит учесть, что в начале семидесятых в Донецкой области проживало около 7 миллионов человек, что сопоставимо с населением Москвы в тот же период.
Генеральный конструктор ВАЗа отвлек его от желания придумывать новые вещи.
Закончив школу, Юрий Кара поступил в Московский институт стали и сплавов. В 1978 году выпускником специальности «физика металлов» стал он. Действующие тогда законы требовали от молодых специалистов трёхлетней отработки по распределению. Будущий режиссёр вернулся на родину и начал работу в Донецке инженером-радиофизиком. На базе местного НИИ написал кандидатскую диссертацию, для которой необходимо было внедрить изобретение. Кара отправился вместе со своим начальником в Тольятти на ВАЗ.
В цехе порошковой металлургии Кара с руководителем Шварцманом создали пористые однонаправленные трубки из спечённого магнитного порошка, ориентированного вдоль силовых линий в магнитном поле. Для экспорта «Жигулей» необходимо было уменьшить вредные выхлопы до европейских норм. В Италии закупались дожигатели для выпускных труб по 200 долларов каждый. Дожигатели, разработанные Карой и Шварцманом, стоили в 10 раз дешевле.
Юрий рассказал генеральному конструктору ВАЗа о своём изобретении. По мнению режиссёра, сотрудникам автозавода нравились командировки в Италию. Каре сказали, что с итальянцами уже заключены контракты и ничего менять не будут. Тогда Юрий предложил устанавливать новые дожигатели на изделия для продажи в СССР. Генеральный конструктор ответил ему фразкой, которая его ошеломила: «Мы не настолько богаты, чтобы дышать чистым воздухом». Каре вспоминает: «Всё это меня так расстроило, что я плюнул на готовую диссертацию и не стал её защищать. Уехал в Москву поступать на режиссера».
№ 3. Выиграл в конкурсе из 3600 человек на 6 мест
Во время учёбы в Институте стали и сплавов Юрий проникся культурной жизнью столицы: театрами, галереями, концертами. Он руководил студенческим ВИА, играл на клавишных. Поехав на родину по распределению, Кара не оставил мечту о творческой специальности. В 1982 году приехал поступать во ВГИК. Сергей Герасимов собирал в свою мастерскую 6 студентов, а поступало в тот год около 3600 человек. Кара вспоминал, что места уже были заняты. Но у сына актёра Владимира Басова произошла неприятность, и его место освободилось.
Герасимов тестировал Кару в течение двух часов. Юра продемонстрировал музыкальный талант, исполнив и спев написанную им рок-оперу о казни Стеньки Разина по тексту поэмы Евгения Евтушенко «Братская ГЭС» и оставил положительное впечатление. Кара вышел в финал конкурса вместе с режиссёром Олегом Погодиным. Решающее значение имело сочинение: Юрию поставили «отлично», а сопернику — на балл ниже. «Народ не поверил, что честно. В общежитии говорили: «Наверное, он из КГБ»», — говорил Юрий Викторович.
№ 4. Одна любовь на всю жизнь
Юрий Кара женился в молодости и на всю жизнь. Его жена Ирина Яковлевна — землячка режиссера. Она также увлекалась музыкой и окончила консерваторию по классу фортепиано. В январе 1988 года у супругов родилась дочь Юлия. Первые годы карьеры режиссер провел в Москве, а жена с дочерью оставались в Донецке. Каждый месяц Кара приезжал из Москвы навестить семью. Обзаведясь квартирой в столице, Юрий Викторович перевёз Ирину и Юлию в Москву.
Дочь режиссера поступила в МГУ и в 2010 году окончила факультет журналистики главного российского университета. После получения диплома она поступила на актерский факультет ВГИКа. В 2009 году режиссер снял ее в роли Офелии в своем мини-сериале «Гамлет XXI век». Действие пьесы Шекспира перенесено в современные реалии. Принц Датский выбирает для своей резиденции ночной клуб «Rай», сюжет включает гонки спортивных суперкаров, интерьеры московских клубов, звучит современная музыка.
Публикации романа «Мастер и Маргарита» заблокировали из-за проблем с авторскими правами.
Юрий Кара полагал, что освящение павильона и техники освободило от проблем с «нечистой силой», которые сопровождали попытки экранизации культового романа Михаила Булгакова. Съемочная группа не испытывала затруднений в работе, но «проклятие Мастера и Маргариты» всё же сказалось на фильме Юрия Кары. Начало работы над проектом совпало с действием законов СССР — авторские права сохранялись за наследниками 15 лет. В конце 1993 года в России приняли закон о 50 годах действия прав наследников.
Фильм «Завтра была война» получал сравнения с документальными съёмками.
Фильм «Завтра была война» режиссёра Юрия Кары – одна из ярчайших работ повести Бориса Васильева. Картина повествует о юной комсомолки Искра Поляковой, которая идёт против запрета матери и общественных норм, защищая память о подруге — дочери врага народа, а также о жизни советских школьников в предвоенное лето.
Юрий Кара рассказал о поездке Ирины Чериченко, исполнившей главную роль, на кинофестиваль в Германии. Зрителям представили документальный фильм об событиях в разных странах перед Второй мировой войной. После титра «Советский Союз» на экране появились кадры из фильма «Завтра была война». Ирина Чериченко обратилась к режиссеру и указала на ошибку. Тот ответил актрисе, что просмотрел много советского документального кино предвоенных лет и все оказалось «парадно-неправдивым». Фильм «Завтра была война» показался режиссеру самым правдивым отображением реальной жизни.
№ 7. «Главный» и 10 лет тишины
Юрий Кара создал последний проект десять лет назад — в 2015 году. Фильм «Главный» повествует о последних годах жизни Сергея Павловича Королёва. В 2007 году Кара снял первую биографическую картину о нём — «Королёв», осветив лишения и трудности, которые пришлось пережить Сергею Павловичу. Однако космонавты Алексей Леонов, Павел Попович и Георгий Гречко посчитали необходимым рассказать не только о тяжелых временах в судьбе Главного конструктора, но и об его успехах.
Юрий Кара рассказывал, что фильм «Главный» появился благодаря стараниям Натальи Королёвой. Она нашла средства на создание картины. После работы над «Главным» Юрий Кара не выпускал новые фильмы.
В мастерской на Высших режиссерских курсах он передавал накопленный опыт. В феврале 2025 года у него случился второй инфаркт, установили стент в артерию. Третий инфаркт 17 июля 2025 года стал для режиссера роковым.
