«Нянька и лялька»: о чем говорит разница между старшим ребенком и родителями

С детских лет нам внушают мысль о том, что младшие дети — это ответственность старших братьев и сестер. Еще до того, как взрослые произнесут знаменитое «Сначала надо родить няньку, а потом ляльку», мы уже знакомы с этой идеей. Например, сказка «Гуси-лебеди» известна даже самым маленьким: родители оставили братика на попечение сестрички, гуси-лебеди унесли его — и сестра отправляется его выручать в дальнее путешествие. Некоторые дети сами просят быть как «большие» и присматривать за малышом. Как же воспитать старших детей ответственными людьми, но и не нагружать их обязанностями, которые не по силам? Чтобы через много лет не услышать «я не хочу семью и детей – навозился уже в детстве с младшими»?
Психологи советуют уделить внимание следующим моментам.
- Не оставляйте детей впервые надолго и не поручайте старшему дела, которые он ещё не выполнял (например, разогрев пищи без риска обжечь малыша – для этого нужно знать как правильно и аккуратно кормить; встреча после кружка – хотя бы раз сходить за малышом вместе с родителями). В случае непредвиденной ситуации (если родителям нужно срочно уйти в больницу), лучше позвать взрослого человека, кого выбрать заранее.
- Разница в возрасте между детьми должна быть минимум пятью годами. В противном случае опыт их различается мало, а младший может оказывать непослушание. Сестры и братья с меньшей разницей могут играть в комнате, пока родители заняты уборкой или разогревом еды, но не без присмотра на длительное время. (Конечно, речь не идет о подростках, которым надзор уже не нужен).
- Желательно, чтобы старшему ребенку было не менее 12 лет. Несмотря на то, что родственники утверждают, что в семь лет отводили младших в детский сад и варили кашу, до этого возраста он сам нуждается в опеке взрослого и не готов нести полноценную ответственность за другого члена семьи.
- Не стоит оставлять детей без присмотра, если старший проявляет агрессию по отношению к младшему. Последний может пострадать. Важно выяснить причины такого поведения старшего (не обвиняя его в эгоизме и не советуясь с бабушками, которые предлагают дать ему ремня), а при необходимости обратиться к психологу.
- Только взрослый должен присматривать за новорожденным малышом и ребёнком с особыми потребностями.
- Каждый старший ребенок должен уметь действовать в экстренных ситуациях: знать как позвать маму и папу, к кому обратиться, если родители недоступны (тёте, бабушке), как связаться с экстренными службами. Важно также уметь сообщить родителям о тревожных моментах во время самостоятельного ухода за младшим братом или сестрой, а также не бояться своевременно просить помощи. Родители, игнорирующие опасения детей, травмируют их и подвергают опасности, рискуя узнать о происшествии в своей семье только после того, как оно уже случилось.
Новый малыш – решение и ответственность взрослых. Его брат или сестра переживает большие перемены: внимание родителей теперь делится. Малыш оказывается в центре внимания, нужно привыкать к роли старшего. Важно находить время для первенца: расспросить о дне в школе, просто посидеть вместе, сказать, что его любят и ценят. Следует следить, чтобы малыш не портил вещи старшего, а позже учить младшего уважать границы братьев и сестер, не трогать без спроса то, что принадлежит только им.
Когда старший ребёнок испытывает трудности с помощью младшему, можно попросить его выполнять некоторые домашние обязанности (вынести мусор, сходить в магазин), пока родители занимаются малышом. Необходимо следить, чтобы старший не был перегружен задачами, у него было время учиться и общаться со сверстниками. Иногда старшие дети чувствуют себя недостаточно внимательными родителями и свободным временем, вымещая обиду на младших. Другая крайность – когда старший ребёнок слишком ответственен и привязан к родителям, стремится сделать всё идеально, что приводит к тревожности и другим проблемам, которые специалисты называют «синдромом старшего ребёнка».
Для избежания проблем при воспитании братьев и сестёр необходимо любить и уважать каждого ребёнка одинаково, проявлять внимание к их потребностям и объяснять детям их ценность. Тогда дети смогут установить доброжелательные отношения между собой и передать этот навык своим потомкам.
