Семья

Цитаты Петрановской о переживании разлуки с детьми

Фото: img.freepik.com

Расставание с родителями может быть непростым испытанием для детей, проявляющимся в слезах, протестах и нежелании отпускать их. Многие родители в этот момент испытывают сильные переживания. Советы по управлению эмоциями в подобной ситуации дает психолог Людмила Петрановская.

С наступлением учебного года вопрос адаптации к детскому саду вновь встает на повестку дня: ребенок должен посещать дошкольное учреждение, однако каждое утро становится испытанием для семьи – малыш расстроен, отказывается идти, а родители беспокоятся о возможных психологических последствиях.

Что делать, если ребенок отказывается расставаться с ней в детском саду: уступать или не обращать внимания на истерику? Периода адаптации не избежать, но существуют способы облегчить расставание с ребенком, об этом пишет своем Телеграм-канале психолог и автора книг о воспитании детей Людмила Петрановская. Мы собрали ее наблюдения и советы на эту тему.

  1. «Разлука — естественный аспект жизни. Не всегда возможно поддерживать постоянную близость между детьми и их родителями, и наоборот. Боль и разочарование, возникающие при разлуке, являются частью процесса привязанности. По сути, степень нашей привязанности к человеку или предмету можно определить по переживаемой боли при расставании. Это вполне обычное и нормальное чувство».

  2. «Боль расставания не требует борьбы, это естественное следствие любви. Важно найти с ней общий язык».

  3. «Родительская задача состоит не в том, чтобы оградить ребенка от переживаний, а в том, чтобы помочь ему подготовиться к ним и обеспечить, чтобы эти переживания были посильными. Уже в возрасте 3–4 месяцев мы вовлекаем ребенка в игру «ку-ку». Мама прячется за пеленкой — малыш удивлен, брови сдвинуты. Мама выглядывает — он радуется! Повторяйте это, чтобы закрепилось понимание: если мама исчезла, она обязательно вернется. Затем мама уходит на час, на два и возвращается. После этого у ребенка первая прогулка с няней — мы возвращаемся, а родители рядом, они никуда не ушли! И, наконец, первая ночевка у бабушки — и возвращение домой. День в детском саду — и забрали. Лагерь в период каникул. Студенческое общежитие. И так далее — до обретения самостоятельности».

  4. «Степень адаптации к расставанию может отличаться у разных детей. Значимую роль играет и их собственный опыт взаимодействия с родителями. Если в детстве им не оказывали поддержки в преодолении разочарования, вызванного разлукой, они могут испытывать те же чувства, что и раньше: детскую безысходность и страх, или же родительское раздражение и отчуждение».

  5. «Ключевую роль играет поведение взрослых, которые остаются с ребенком. Важно, проявляют ли они спокойствие и уверенность, или же применяют упреки, стыд, стремятся любой ценой отвлечь и развеселить, не позволяя ребенку пережить разлуку».

  6. «В ситуации выхода в детский сад очень много составляющих, поэтому не может быть общего для всех рецепта: идти, не идти, когда, на сколько».

  7. «Каждая новая ситуация представляет собой уравнение, включающее переменные и константы. От множества факторов зависит, каким будет его решение. Среди них – ребенок, его темперамент, характер, а также такие особенности, как общительность, позитивный настрой, устойчивость к шуму и способность адаптироваться к установленному режиму.».

  8. «Процесс адаптации малыша в детском саду во многом определяется типом сформировавшейся привязанности: детям и их родителям с тревожной привязанностью бывает сложнее всего привыкнуть к новым условиям».

  9. «При возникновении трудностей рекомендуется последовательно изучать этот перечень и, по возможности, вносить коррективы. Ключевым моментом является не поиск единственной «проблемы», а рассмотрение ситуации как комплексного уравнения».

  10. «Иногда это работа родителя со своей тревогой. Иногда стоит проявить терпение. В некоторых случаях необходимо укрепить взаимопонимание между родителями и педагогом. Иногда достаточно внести небольшое изменение – например, некоторые родители стали приводить ребенка чуть раньше, и тогда она успевает заинтересоваться игрой, прежде чем увидит плачущих детей в раздевалке».

  11. «Не стоит сразу терять надежду, внимательно следите за ситуацией, экспериментируйте и разговаривайте с ребенком. Если же ничего не помогает, обратитесь за консультацией к специалистам по семейной психологии, чтобы вместе разобраться в проблеме».