Красота

Музыка в аэробике.

Аэробика проводится под музыку. Она служит фоном для разбавления монотонности однотипных упражнений, задаёт ритм и темп выполняемых движений. Музыкальное сопровождение делает занятия эмоциональнее, положительные эмоции побуждают выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыку можно использовать как фактор обучения, так как движения легче запоминаются под музыку.
При выборе музыкального сопровождения для занятия важны два главных аспекта.
Музыкальные предпочтения участников могут быть разными: классика или ретро-популярная музыка для подростков и взрослых, детские песенки для малышей, а современная эстрада пришëтся по вкусу молодежи.
2. темп музыкального сопровождения (см. таблицу №1)
Е.С. Крючек (2) считает, что скорость музыкального сопровождения на занятиях по разным видам аэробики может отличаться.

Таб. №1. Темп музыки и движения

Темп музыки Кол-во муз. акц/мин Части урока Возможные упражнения
Медленный 40–60 Завершение занятия – уменьшение нагрузки в конце занятия. Упражнения на дыхание, расслабление, равновесия
Умеренный 60–90 Разминка, завершение аэробной нагрузки занятий, силовые упражнения. Упражнения на растяжку, ходьбу с различными вариантами, движения руками, наклоны и силовые упражнения с удержанием позы.
Средний 90–120 Аэробная тренировка имеет низкую ударную нагрузку (Lo), «калистеника» — упражнения для силы, а заминка проводится после высокой ударной нагрузки (Hi). Кардио-упражнения: ходьба, выпады, наклоны, махи руками, приседания, силовые тренировки.
Выше среднего 120–130 Аэробная часть занятий танцами.
Степ-аэробика
Сочетание основных шагов и танцев (твист, самба,) ча-ча-ча), комбинации на степах
Высокий (быстрый) 130–160 Высокоударная аэробная тренировка. Ходьба, бег, прыжки, мелкие подбрасывания рук, комбинации базовых шагов и танцевальных элементов. хип-хоп, рок-н-ролл)
Очень быстрый 160–180 Аэробика предполагает высокую ударную нагрузку (Hi). Быстрые ходьба и бег, подскоки

Изменение темпа выполнения танцевальных комбинаций или других движений в аэробике – важный методический прием по материалам Т.С. Лисицкой и Л.В. Сидневой (3). Можно замедлять или ускорять темп в зависимости от стадии усвоения элемента. Слишком высокий темп в начале изучения нового материала может привести к перенапряжению, скованной работе мышц, неспособности понять задание и повторить его. Затягивать выполнение движений в замедленном темпе также не следует, так как снизится воздействие занятия на кадиореспираторную систему, а следовательно, и оздоровительный эффект на организм занимающихся.

Для занятий аэробикой чаще всего подбирают музыку «квадратного» строения: фразы длины 4 такта, равные по длительности. На слух граница фразы воспринимается как кратковременный перерыв в звучании, контрастный скачок музыкальной мысли, смена темы и т.д. Обычно куплет, припев, вступление представляют собой одну музыкальную фразу.
Каждое музыкальное предложение содержит восемь долей (счетов) или четыре доли, если считать по четвертям. Фонограмма для занятий состоит из четырех тактов по восемь счетов каждый, то есть длится тридцать два счета (при подсчете «на каждый счет») или шестнадцать счетов (при подсчете «через счет»).
Самые простые аэробические комбинации шагов и прыжков также состоят из четырех частей (восьмерок), каждая из которых посвящена выполнению одного элемента один или два раза в зависимости от количества счетов, на которое рассчитан элемент. Комбинация составляется на 32 счета и рассчитана на четыре элемента по восемь счетов каждый.
Первое движение в «восьмерке» начинается с «ведущей» ноги под ударную ноту (счет).

В зависимости от содержания и направленности урока аэробики каждый тренер должен уметь подобрать соответствующее ему музыкальное сопровождение. Предпочтение следует отдать музыкальным композициям, имеющим четкий ритм и положительную эмоциональную окраску. Не рекомендуется использовать музыкальные темы, в которых присутствует агрессия, скорбь и т.д. Затем выбранные музыкальные фрагменты выстраиваются в определенной последовательности. Для того чтобы записать профессиональную фонограмму из разных музыкальных композиций, каждый фрагмент должен логично сочетаться с другим (по уровню звучания, темпу и иметь завершенную музыкальную мысль). В этом случае удастся избежать пауз в музыкальном сопровождении, остановок в движении и повысить эффект от занятия. non-stop” – запись без пауз между песнями).

Обычно тренеры-инструкторыИспользуют диски или кассеты с записями, созданными и продаваемыми различными компаниями этой отрасли. фитнес-бизнесаИнструктор может готовить музыку для занятия самостоятельно или подбирать её в зависимости от урока. Самостоятельная работа по подготовке музыки требует от инструктора времени, терпения и музыкального вкуса.

Я, занимаясь записью фонограмм для занятий, использую программу «Music Studio 7 De Luxe». С mp3-файлами удобнее всего работать, их на одном CD может быть много. 5–7Продолжительность превышает обычный музыкальный диск (74 мин). «Music Studio 7 de Luxe» позволяет размещать треки в нужном порядке, обрезать и вставлять любые участки музыки, накладывать одну песню на другую. С помощью увеличения или уменьшения времени песни можно изменять ее темп без искажения качества звука при записи. non-stopМожно соединить конец одной песни с началом другой, обеспечив плавный переход от одной композиции к другой. Возможно применение различных звуковых эффектов и многое другое. После создания нужной фонограммы программа может записать её на CD. Качество звучания диска получается очень высоким, несмотря на то, что использовался формат mp3 (записанная музыка находится в стандартном расширении и читается любыми проигрывателями компакт-дисков или плеерами).

Требования к музыкальному обучению тренера (Е.С. Крючек).

Навык выполнения упражнений под музыку.

  • В процессе выполнения выполнять команды и особые жесты для начала и завершения упражнений по музыкальному сопровождению.
  • проводить упражнения в соответствии с построениеммузыки;
  • Делать ритмический счёт, согласованный с метрой музыки.

Способность создавать задания по музыкальному квадрату (с количеством элементов, кратным двум, четырем, восьми, шестнадцати и так далее).

Навык составления упражнений с разными ритмическими сочетаниями.

Способность выбирать музыку для отдельных упражнений, комбинаций движений, танцевальных серий и этюдов.

Способность излагать задания по музыке, соответствующие ее характеру, структуре, ритму и нюансам громкости, то есть составлять композиционное упражнение.

Навык создания звуковых дорожек для разных наборов упражнений.


«Аэробика: основы и методы преподавания»
Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова
М.: «СпортАкадемПресс», 2002. – 304с.

2. Крючек Е.С.
Аэробика: содержание и методы оздоровительной деятельности.
М.: «Терра-Спор, Олимпия Пресс», 2001. – 64с.

3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В.
«Аэробика: в 2 т. Том 1. Теория и методика»
М.: «Федерация аэробики», 2002. – 232с.