Моторная и сенсорная алалия: как специфические расстройства речи влияют на жизнь ребёнка
В дошкольном возрасте алалия встречается примерно у 1% детей, среди школьников – у 0,2–0,6%, при этом у мальчиков в 2–3 раза чаще, чем у девочек. У детей с алалией дальнейшие трудности в речи встречаются в подростковом и во взрослом возрасте. Так, 70 % детей, получивших диагноз «специфическое расстройство речи» в возрасте 5 лет, в 20-летнем возрасте все ещё испытывали некоторые проблемы с пониманием речи и зачастую не могли выразить свои мысли.
Что такое специфическое расстройство речи
Специфической расстройство речи (СРР) — это нарушение, которое негативно влияет на общение посредством разговорной речи. Есть два типа СРР: у детей с расстройством экспрессивной речи (моторная алалия) возникают проблемы с чётким выражением мыслей, а у детей с расстройством рецептивной речи (сенсорная алалия) возникают трудности с пониманием других.
Вам знакомо это чувство: вы рассказываете интересную историю, как вдруг слово, которое вы ищете, застревает «на кончике языка». Или вы разговариваете уже 10 минут, прежде чем понимаете, что не поняли ни слова из того, что говорит ваш собеседник. Большинство людей сталкиваются с этими кратковременными мыслительными оплошностями, а для человека с расстройством экспрессивной или рецептивной речи они — постоянная реальность.
Если языковое расстройство не выявлено на ранней стадии или неправильно диагностировано, оно может создать серьёзные осложнения в жизни человека, которые часто распространяются с детства на взрослую жизнь.
Социальные ситуации, например, могут быть сложными для человека с расстройством рецептивной или экспрессивной речи. Трудности с самовыражением или с пониманием того, что говорят другие, могут привести к тому, что кто-то замкнётся в себе или подвергнется насмешкам и унижению. В тяжёлых ситуациях ребенок с языковым расстройством может настолько расстроиться из-за своей неспособности понять себя, что начинает проявлять агрессию к взрослым и другим детям, за что его называют хулиганом или проблемным ребёнком.
Моторная алалия, или расстройство экспрессивной речи
Моторная алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются билатеральные повреждения коры головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни.
Когда ребёнок рождается с языковым расстройством, он часто поздно начинает говорить, другие симптомы обычно проявляются до 4 лет.
Тяжёлые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов. В более лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма. Детям расстройствами экспрессивной речи трудно выражать свои мысли.
Сенсорная алалия, или расстройство рецептивной речи
Сенсорную алалию характеризует тяжёлое недоразвитие восприятия речи. Дети понимают обращённую к ним речь очень ограниченно при полноценном физическом слухе. Дети не воспринимают фонем родного языка.
Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.
Есть ещё и сенсомоторная алалия — это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас, навык построения фраз и предложений. Дети с этим заболеванием не могут разговаривать и не понимают, что им говорят.
Причины развития специфических расстройств речи
Непосредственными причинами СРР могут быть:
- пренатальные вредности (воздействуют в период внутриутробного развития): токсикоз, вирусные, эндокринные и другие заболевания матери во время беременности, травмы, иммунологическая несовместимость крови матери и плода и т.д.;
- натальные вредности (повреждения при родах): обвитие пуповиной, черепно-мозговая травма, быстрые роды и др.;
- постнатальные вредности (воздействие различных вредных факторов после рождения): менингиты, энцефалиты, травмы головы, опухоли и др.;
- перинатальная патология (сочетание воздействия на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые дни после рождения).
Когда речевые расстройства вызваны специфическим повреждением головного мозга, их называют афазией.
Речевые расстройства часто могут быть неправильно диагностированы.
Симптомы специфических расстройств речи
Когда ребёнок рождается с языковым расстройством, он часто поздно начинает говорить, другие симптомы обычно проявляются до 4 лет.
Ребёнок с расстройством экспрессивной речи
- Имеет ограниченный словарный запас для своего возраста;
- Использует много слов-заполнителей, таких как «гм», или показывает на предметы, не произнося слов;
- Путает времена глаголов;
- Повторяет фразы, когда рассказываете историю или отвечает на вопрос;
- Часто произносит предложения, которые не имеют смысла;
- Имеет проблемы с изучением новых слов;
- Часто кажется разочарованным из-за своей неспособности выражать мысли.
Ребёнок с расстройством рецептивной речи
- Не проявляет интереса к разговорам или социальным ситуациям;
- Испытывает трудности с выполнением указаний;
- Часто неправильно понимает, о чем спрашивают, и отвечает или ведёт себя неадекватно;
Если языковое расстройство лёгкое, его симптомы может быть трудно обнаружить. Ребёнок может просто казаться немного рассеянным или даже застенчивым.
Лечение алалии всегда комплексное, осуществляется группой специалистов, включает логопедию, медикаментозное лечение, массаж, физиопроцедуры, психологическую и психотерапевтическую коррекцию.
Однако довольно часто специфические расстройства речи сопутствуют или осложняют определённые формы психических расстройств. К ним относят задержку психического развития, умственную отсталость и близкие к ней состояния, а также гипердинамический синдром — это синдром психомоторной расторможенности, выражающийся в чрезмерной подвижности, неусидчивости, суетливости, несобранности, что в целом приводит к адаптивным нарушениям.
Диагностика специфических расстройств речи
Речевые расстройства часто могут быть неправильно диагностированы — они ошибочно идентифицируются как СДВГ, аутизм или даже просто лень, поэтому важно работать со специалистом, хорошо знакомым с развитием речи и языка.
Детский логопед взаимодействует с ребёнком и наблюдает за ним в различных ситуациях, а также беседует с родителями, чтобы определить, могут ли коммуникации в семье способствовать задержке речи у ребенка, это необходимо, чтобы определить эффективную стратегию лечения.
Лечение специфических расстройств речи
Лечение алалии всегда комплексное, осуществляется группой специалистов, включает логопедию, медикаментозное лечение, массаж, физиопроцедуры, психологическую и психотерапевтическую коррекцию. При медикаментозном лечении речевых расстройств предпочтительны ноотропы. Медикаментозное лечение должно быть интенсивным и составлять 3–4 курса в год.
Раннее начало логопедической терапии — лучший способ справиться с языковыми расстройствами. Бесчисленные исследования показали, что до 70% пациентов реагируют на логопедическую терапию, и хотя вероятность успеха выше у маленьких детей, большинство детей старшего возраста и даже взрослые достигают хороших результатов при работе с опытным логопедом.