Как снимали «Москву слезам не верит»: малоизвестные факты о фильме, который мог оказаться неудачей

Создание и изменение сценария
Первоначально Валентин Черных создавал сценарий «Москва слезам не верит» для участия в конкурсе. На его написание у него ушло всего 19 дней, и он занял третье место. Сценарий был опубликован в журнале «Искусство кино» и приобретен компанией Мосфильм. Тем не менее, режиссеры не проявляли особой заинтересованности в его использовании. Сюжет о трех подругах восприняли как неинтересный. Тогда жена Валентина посоветовала ему обратиться к приятелю, Владимиру Меньшову, который к тому моменту снял лишь один фильм – «Розыгрыш» – и искал новый сценарий для следующей работы.
Меньшову сценарий показался непривлекательным: сославшись на занятость, он пообещал обдумать его. Он продемонстрировал работу коллегам, которые не проявили особого энтузиазма, а супруга режиссёра, Вера Алентова, даже высказала резкую критику. Однако, со временем, Меньшов вновь обратился к сценарию, его привлек эпизод с будильником. Тот самый, когда главная героиня засыпает со слезами на глазах, а просыпается спустя много лет в новой жизни. Меньшов предположил, что при доработке сценария, из него можно создать нечто увлекательное. Но Валентин Черных отказался от каких-либо изменений, и Меньшову пришлось самостоятельно заниматься развитием сюжета.
Первоначальный вариант сценария фильма «Москва слезам не верит» занимал 60 страниц, однако после доработок его объем увеличился до 90. Так, изначально фестиваль французского кино задумывался как аргентинское посольство, куда приглашенных принимали в рамках дипломатического мероприятия. В первой редакции сценария главная героиня являлась депутатом Моссовета и проводила прием избирателей. Режиссер Владимир Меньшов посчитал это неинтересным, и тогда в сценарий была добавлена сцена, где Екатерина посещает клуб знакомств, а директорша пытается выдать ее замуж за «работника главка – очень ответственного, и при этом ему всего пятьдесят три года». В изначальной версии отсутствовала сюжетная линия хоккеиста Гурина, а «слесарь-интеллигент» Гоша выполнял электросварочные работы на строительной площадке.
Отказы актёров
Когда сценарий был завершен, Владимир Меньшов столкнулся с новой трудностью. Теперь уже актеры не желали участвовать в работе над фильмом «Москва слезам не верит». Сценарий демонстрировался ряду актрис. Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Ирина Купченко, Валентина Теличкина посчитали проект невыразительным и неинтересным, поэтому отказались от сотрудничества. На роль Катерины почти удалось договориться с Маргаритой Тереховой, однако и она изменила свое решение, так как Юнгвальд-Хилькевич пригласил ее на роль Миледи в «Три мушкетёра.
Поиски актера на главную мужскую роль оказались непростыми. Режиссер не нашел подходящего кандидата среди Олега Ефремова, Игоря Охлупина, Виталия Соломина и Вячеслава Тихонова – он искал человека, лишенного каких-либо недостатков. Вплоть до того, что Меньшов рассматривал возможность исполнить роль Гоши (!), но вновь вмешалось стечение обстоятельств. Заметив по телевизору фильм «Дорогой мой человек», где снимался Алексей Баталов, он предложил ему эту роль. Актер первоначально отказался, однако в конечном итоге согласился. Позднее, после премьеры, Баталов признался, что очень привязался к своему персонажу.
Как сильно женщины всей страны его полюбили! Хотя в последние годы поведение Гоши стало предметом строгой критики, и восхищаться его наивным мачизмом становится все сложнее, он по-прежнему остается любимцем публики. Несомненно, харизма играет огромную роль!
Режиссер не ошибся, решив привлечь Баталова к работе над фильмом: актер блестяще воплотил свою роль, и благодаря ему в картине «Москва слезам не верит» дебютировала Наталья Вавилова. Родители девушки не одобряли ее увлечение кинематографом. Чтобы убедить их, Меньшов направил Алексея на переговоры, которые оказались результативными. Увидев известного актера, родители Натальи не смогли отказать, и она получила роль Александры.
Фильм «Москва слезам не верит» стал настоящим феноменом»
Готовую картину рассматривал худсовет. Члены комиссии высказывали свои мнения с осторожностью. Однако директор «Мосфильма» Сизов заявил: «Я уверен, что эта картина принесет нам множество наград и заслужит огромную народную любовь!» Фильм также посмотрели представители высшего руководства страны. Меньшов тогда сильно беспокоился о том, какой будет их реакция, но Сизов заверил его, что Брежнев в восторге от «Москвы!
В дальнейшем фильм был удостоен премии «Оскар» и приобретен для демонстрации в более чем ста странах. Вероятно, за границей он не достиг столь же впечатляющих результатов, как на родине, где картина заняла важное место в советском кинематографе и стала любимой для советских граждан. «Как долго я тебя искала…»