Семья

Молоток и подростки: психологи о мотивах насилия в школах

Фото: img.freepik.com

23 сентября в 10:30 утра сообщением о новом нападении школьника на сверстников поделились. Инцидент произошёл в поселке Балаганск Иркутской области. 13-летний подросток Артём Б. явился в школу с тремя молотками и ножом, а в раздевалке перед уроком физкультуры напал на одноклассников.

Ученик Олег Б. получил травму головы. В момент, когда Артем вошел в раздевалку, школьник завязывал шнурки и не подозревал о том, что через мгновение получит удар по голове. У Дмитрия Н. и Сергея Д. повреждены руки. Два других пострадавших обратились в поликлинику с ранами легкой и средней тяжести.

Учитель физкультуры Александр Бакуров обезвредил подростка Артема в раздевалке. 24-летний педагог вовремя вмешался и скрутил мальчика. По fortuna, травмы не оказались серьёзными. Врачи оказали медицинскую помощь всем ученикам и отправили их домой.

После конфликта с обидчиками 13-летний мальчик, которого зовут Раскольников, захотел умереть, но учитель физической культуры остановил его.

Вопрос многих — как ученик восьмого класса пронес в школу три молотка и нож? Следствие выяснило: на входе не стояли рамки-металлодетекторы, гардеробщица ничего подозрительного не заметила, а функции охранника не были в ее обязанностях. Администрация школы сообщила, что рамок не было из-за их уверенности в безопасности.

Регион получил четвертую категорию антитеррористической безопасности, которая присваивается, если в течение года отсутствовала угроза терактов.
В связи с этим руководство школы заключило, что рамки-металлодетекторы и охранник учебному заведению не требуются.

В отношении случившегося возбуждено уголовное дело по пунктам о покушении на убийство двух или более несовершеннолетних лиц и халатности.

У напавшего на одноклассников подростка есть младший брат пяти лет. О мальчике сверстники отзывались как о замкнутом и неразговорчивом. В школе друзей у Артема не было. Среди увлечений парня — аниме и манга. Недавно подросток создал в Telegram свой канал, где прямым текстом говорил, что население Земли глупое и стадное.

Родители Артема и сам подросток прошли допрос. Мать утверждает, что не видела признаков предрасположенности к насилию, считая агрессивное поведение следствием подросткового возраста.

Установлено мотив действий подростка, однако сюжет многих провел параллели с недавним… инцидент в Челябинской коррекционной школеКаждый учебный год, несмотря на меры предосторожности, подростки проносят в школу оружие и совершают нападения на одноклассников и учителей. Может ли подобная идея распространиться? Психологи объясняют причины таких расправ.

Для детей агрессия — это крик о помощи

Агрессия может быть «заразной» в эмоциональном и поведенческом контексте, в котором оказываются подростки. Когда дети видят насилие в школе, по телевизору, в новостях и спорах взрослых, оно для них нормализуется и становится доступным способом выражения эмоций. Это не означает, что каждый, кто сталкивается с агрессией, начнет ее проявлять. Но вероятность возрастает, если подросток уже находится в сложной эмоциональной ситуации.

Повышение числа подобных событий может быть результатом не столько роста детской агрессии, сколько изменения освещения этих случаев. СМИ сегодня уделяют им большое внимание, формируя впечатление о росте агрессивного поведения.

Важно понимать, что вина не лежит только на медиа, нельзя их обвинять как часто случается с играми или комиксами (в данном случае – аниме). Подростки сталкиваются с множеством факторов: стрессом, социальной изоляцией, отсутствием эмоциональной поддержки со стороны занятых родителей, травлей. Все это увеличивает внутреннее напряжение.

Фокус в данном случае направлен на характеристики ученика, совершившего нападение. Это должно побудить взрослых (учителей, родителей, школьную администрацию) обратить внимание на психологическое благополучие учеников: возможно, мальчик подвергался травле или игнорированию со стороны других, а взрослые долгое время не замечали этого. Вновь ответственность смещается на внешние факторы: СМИ, эпидемию жестокости, глобальные тенденции. Этот случай указывает на одно: учителям и родителям необходимо внимательно наблюдать за детьми, заметить малейшие признаки психологического дискомфорта и реагировать на них с вниманием и полной включенностью. Дети, подвергающиеся травле, чувствуют себя незамеченными среди равнодушных взрослых и сверстников. К сожалению, подобные поступки часто становятся единственным способом привлечь к себе внимание для подростков.

Помните, что подростковая агрессия часто – сигнал о помощи, а не признак плохого нрава. Важно оперативно реагировать и предоставлять возможность подросткам безопасно и конструктивно выражать свои эмоции.

Причины для отклоняющегося поведения всегда имеются.

Психолог Ника Болзан отметила: «Эта ситуация ясно показывает отклоняющееся поведение подростка. Такое поведение всегда основывается на личностных психологических привычках и зависит от внешних условий и ситуаций, то есть от стимулирующих его и ограничивающих его факторов.»

  • нарушение структуры и функции семьи;

  • материально-бытовое неблагополучие;

  • когнитивная перестройка;

  • психоэмоциональные перегрузки;

  • Проблемы взаимодействия: травля, презрение со стороны педагогов, присвоение статуса неформального ученика в учебном заведении.

Семья оказывает огромное влияние на формирование поведения подростков. Авторитарный или чрезмерно снисходительный стиль воспитания, ослабление социального контроля способствуют бессистемному поведению, переходящему во внутреннюю неспособность личности к самоограничению. По мнению эксперта, современные исследования показывают: сложные и отчужденные отношения с родителями, ссоры в семье, недостаток общения с близкими, неодобрение родителями друзей подростка могут привести к психическим расстройствам и поведенческим отклонениям. Поэтому важно, чтобы родители в подростковый период стали для своих детей друзьями. Это поможет избежать отдаления и конфликтов в семье.

Причины отклоняющегося поведения подростков могут быть связаны с проблемами в процессе их социализации. — отметила Ника Болзан. — Вместе с адаптацией подросток активно интегрируется в группу сверстников. Индивидуализация проявляется в форме самоутверждения. Необходимо понимать, что стремление доказать собственную значимость может иметь социально-полярные границы от героических поступков до правонарушений. Часто у подростков прослеживается ведущий мотив: «Лишь бы выделиться».

По этой причине подростки стремятся к необычным ситуациям, способам завоевания признания, приключениям и одобрению своих действий.
Изучая границы дозволенного, они удовлетворяют стремление к расширению границ индивидуального опыта, хотя большинство взрослых расценивает подобное как «выходящее за рамки поведение». Такой опыт может привести у ребенка к подростковому кризису идентичности, протекание которого и вызывает девиантное поведение.

Психолог говорит, что исследования показывают большое влияние низкого статуса школьника в классе, отвержения со стороны учителей и важных взрослых. Например, если подросток чувствует себя изгоем или отвергнутым, он не находит возможности индивидуализироваться и интегрироваться в коллектив. Неудовлетворенная потребность самоутвердиться заставляет его искать другие сообщества, где может компенсировать неудачи. Стремясь заслужить уважение и признание своей независимости, подросток вступает в спортивные, музыкальные, академические группы, неформальные субкультуры, фан-клубы или подростковые банды.

Другие факторы могут спровоцировать противоправное поведение, например, пропаганда насилия, алкоголя и наркотиков.

Все перечисленные факторы самые распространенные, которые могут побудить ребенка к девиантному поведению. Но если все важные взрослые, отвечающие за него, будут внимательно и участливо относиться к его жизни, проблемам и чувствам, такие случаи удастся вовремя предотвратить.