Семья

Мир полюбил Лабу: психолог рассказал о чувствах безопасности и снижения тревоги

Фото: img.freepik.com

Маленький пушистый тролль Лабубу Популярность игрушки в 2025 году принесла своему продавцу звание самого богатого человека в Китае. Уже несколько месяцев этот плюшевый персонаж остается главным героем новостных лент. К нему относятся с любовью или ненавистью. О нем снимают фильмы. сочиняют песниИ даже обвиняют во всевозможных злом, создавая конспирологические схемы. Мы ранее рассказывали о том, что такое Лабубу и о том, где в России купить оригинальную игрушку. В чём кроется успех и популярность этого очаровательного зверька?

Семейный психолог Анна Шнайдер объяснила, почему персонаж Лабуду ценят как дети, так и взрослые.

В чём причина того, что даже мать желает приобрести обувь от Лабутена?

В мире, где слово «тревога» стало фоном, а «новости» ассоциируются у большинства с угрозой, люди ищут источники легкой радости. Лабубу, милый-зубастый монстр, стал таковым для миллионов.

Созданный иллюстратором Касингом Лунгом в Гонконге в 2015 году, Лабубу долгое время оставался локальным явлением. В 2024 году компания Pop Mart и формат blind box позволили Лабубу ворваться на глобальный рынок. Только за первое полугодие 2024 года компания Pop Mart заработала 6,3 млрд юаней (около 870 млн долларов США), увеличив продажи на 170% год к году, а сегмент плюшевых игрушек вырос на 1200%. (Bloomberg, 2025)В 2025 году Лабубу стал одним из самых популярных образов в зарубежных социальных сетях, таких как TikTok и Instagram. Звезды западного шоу-бизнеса, например Ким Кардашьян и Рианна, показывали его в своих руках, что принесло ему статус «социально одобряемого чудачества».

Что заставило взрослых, подростков и детей по всему миру полюбить монстра с ушами и зубами, словно из мультика о вампире? Лабубу — это парадокс, который привлекает внимание.

  1. Ощущение «прекрасного ужаса» возникает, когда объект объединяет приятные и пугающие черты. Мозг вырабатывает дофамин, производя эффект «безопасного шока». (Keltner, 2019).

  2. Младенческие черты — большие глаза, маленький нос, крупные уши — пробуждают в нас инстинктивное стремление защитить и позаботиться. (Lorenz, 1943).

Почему женщины заботятся о Лабубу

Многие женщины чувствуют недостаток безопасной заботы: материнский инстинкт присутствует, но реальное воспитание связано с высокими нагрузками и ответственностью. Лабубу превращается в «психологическую куклу», о которой можно заботиться, фотографировать, носить с собой, избегая бессонных ночей, стресса и новых семейных обязанностей.

Это безопасный предмет, который женщине помогает вернуть чувство комфорта и собственной ценности, уменьшая тревогу и усталость. Маленький «уродец» становится объектом заботы: в нем видят нуждающегося в защите, но при этом он остается весёлым и несерьёзным, позволяя взрослому ощутить тепло, не сталкиваясь с реальными трудностями воспитания.

Лабубу превратился не только в модную игрушку, но и в символ «игрушки эмоциональной поддержки» для взрослых и подростков. В отличие от Тамагочи, популярного в 90-х годах, который требовал ухода и воспитывал ответственность, Лабубу ничего не требует. Просто присутствует рядом, создавая ощущение мягкости, забавной безопасности и присуства. Ещё его «уродливое» лицо снижает тревогу: несовершенное, но смешное и живое.

Это даёт человеку с высоким уровнем стресса или одиночеством тактильный оплот и ощущение связи с «живым существом», не требующим внимания. Цифровое одиночество стало новой пандемией, а лабубу как массовый тренд создал точки соприкосновения: разговоры, совместные танцы в социальных сетях, обмен фигурками, комментарии под видео и др. Это пример «племенной синхронизации», описанной Эмилем Дюргкэем (1912 г.), когда человек чувствует свою причастность к группе.

Лабубу заполняет пустоту эмоционального общения, когда человеку хочется обнять кого-то, о ком-то позаботиться, но у него нет сил на отношения с живым человеком. Это простой, но глубокий способ восстановить силы через игру без стыда или чувства вины за желание быть в контакте и заботе. Именно это делает Лабубу мощным средством эмоциональной поддержки в современном мире.

Blind box: нейромаркетинг на максималках

Хотя популярность явления можно объяснить с помощью психологии, нельзя умалять заслуг блестяще работающих маркетологов. Формат blind box (тип упаковки коллекционных фигурок, выходящих сериями) построен на механизме переменного поощрения, описанном Скиннером. (Skinner, 1957)Покупая фигурки, человек получает возможность выиграть редкую, что вызывает чувство предвкушения и азарта. Такой процесс предоставляет «трофейное возбуждение» без рисков возникновения зависимостей.

Маркетологи предусмотрели всё: Лабубу также отражает «потребность в индивидуальности в нашем мире унификации», ведь редкие фигурки служат средством самовыражения.

Культура детства и обратное развитие как стратегия выживания.

Взрослые нашего времени живут в обществе, предъявляющем постоянные требования к действию: работать, принимать решения, адаптироваться, контролировать эмоции, заботиться о здоровье, развиваться. Такая напряженность приводит к эмоциональной усталости, которую нейропсихологи называют «decision fatigue» (усталость от принятия решений). В подобной атмосфере Лабубу напоминает: радость не нужно заслуживать, ее можно просто взять в данный момент, без условий и лишних мыслей. Просто потому что мы живы.

Лабубу превращается в «окно в детство», момент регрессии, где можно позволить себе не принимать решений, не контролировать и просто радоваться. Танцы с Лабубу в социальных сетях (вирусные ролики), распаковка, мягкая шерсть в руках формируют ритуал, возвращающий к состоянию игры, важного для восстановления психики.

Экономическое явление: создание компании Pop Mart идеального продукта, распространяющегося по сети.

В наше время мелкой траты преобладают, крупные же покупки для большей части населения оказываются не по карману, вследствие чего люди утешают себя «малыми удовольствиями».

По этой причине Лабубу с экономической стороны удачно интегрировался в экономическую систему.

  • Благодаря доступной цене (от 1500 до 5000 рублей), товар становится объектом «дорогой доступности» во время расхода средств, обусловленного желанием возместить упущенное («revenge spending»).

  • Blind box стимулирует повторные покупки

  • Сбор коллекционных предметов и выпуск ограниченного количества вещей формируют рынок перепродажи, где цена может быть в пять-десять раз выше первоначальной.

  • Социальные сети предлагают бесплатное продвижение и широкое привлечение аудитории.

Какие дефициты закрывает Лабубу

Как психолог, я замечаю несколько важных недостатков, которые Лабубу старается нивелировать.

  1. Мир взрослых не знает радости и спонтанности, как игры. Лабубу возвращает это в коротких, безопасных форматах.

  2. Нехватка физического прикосновения: плюшевая игрушка дарит ощущение тепла через тактильный контакт.

  3. Недостаток социальных взаимодействий: общий тренд предоставляет возможность общения и поиска единомышленников.

  4. В неспокойные времена Лабубу превращается в «маленький мир», управляемый с легкостью.

  5. Недостаток внимания проявляется сильнее у женщин и дает возможность удовлетворять потребность в опеке без угрозы для себя.

В чем причина внезапной популярности игрушки Лабубу?

Появление Лабубы совпало с кризисом глобальных систем. Старые ориентиры разрушаются, а новые ещё не сформировались. Люди стремятся к опорам и якорям, которые дарят простое, чистое, тактильное удовольствие, напоминая о детстве и безопасности.

Этот феномен указывает на нашу потребность в простых эмоциях. Лабубу — это, как чашка горячего какао в морозный день: мгновение теплой радости в мире, который требует серьезности, зрелости и ответственности.

Лабуба стала символом эпохи.

  • Нам нужна радость, не требующая усилий.

  • В страхе к миру мы тянемся к своему.

  • Эмоциональная выживаемость требует игры.

  • Мы ищем коллективную сопричастность без риска.

Лабубу можно считать удобным психологическим средством для улучшения настроения без рецепта. В отличие от Тамагочи, который учил заботе, ответственности и дисциплине, Лабубу даёт возможность играть и получать удовольствие без обязательств. Это игрушка как «тамагочи новой эпохи», но предназначенная не для детей, а для взрослых, уставших от повседневных проблем. Она тренирует не ответственность, а способность радоваться.