Математическая дислексия — всё серьезнее, чем вы думаете. Дискалькулия: симптомы, причины, лечение
В этой статье вы найдете подробную информацию о дискалькулии, ее причинах и коррекции.
Что такое дискалькулия?
Дискалькулия — это трудности в обучении математике, из-за которых человек хуже запоминает понятия, связанные с числами, выполняет точные математические вычисления, рассуждает и решает задачи и справляться с другими решениями, требующими математических навыков. Иногда дискалькулию называют «математической дислексией» из-за сходства проявлений этих двух расстройств.
Дискалькулия затрагивает примерно 5% всех детей, 11% детей с СДВГ и часто идет «в комплекте» с другими расстройствами обучения.
Дискалькулия кратко
Трудности в обучении, вызванные дискалькулией, невозможно объяснить ни недостатком образования, ни умственной отсталостью, ни какими-то внешними причинами. Многие родители детей с дискалькулией несерьезно относятся к этой проблеме: «ну и что, что у него проблемы с математикой, не всем быть инженерами, и без нее проживет».
Мы просто не задумываемся, сколько раз в день мы, сами не замечая, прибегаем к использованию математики. Каждый раз, когда мы определяем по часам время, оставшееся до концерта, важной встречи или вылета самолета; когда прикидываем, сколько останется до зарплаты после крупной покупки, и в какую сумму обойдется букет понравившихся цветов. Дискалькулия часто «идет в комплекте» с дислексией: примерно половина школьников с дискалькулией страдает и от дислексии тоже.
Школьники и взрослые с дискалькулией находят математику загадочной, разочаровывающей и трудной для изучения, — говорит Глинис Ханнелл, психолог, автор книги о дискалькулии.
Симптомы дискалькулии
Диагноз «дискалькулия» в России, как правило ставит нейропсихолог. Но, чтобы обратиться к специалисту, нужно знать, куда смотреть: не все дети, у которых проблемы с арифметикой, страдают от дискалькулии. Обратите внимание, если ребенок часто считает по пальцам — это может быть признаком дискалькулии, особенно, если есть другие симптомы. Итак, список симптомов, или признаков, дискалькулии.
- Трудности с пониманием чисел. Например, ребенок не может соединить число и количество предметов, которые оно представляет (число «два» и два яблока). Трудности со счетом, прямом и обратным. Затруднения, когда нужно определить, какая из сумм больше.
- Трудности с субитизацией (распознаванием количества без подсчета).
- Проблемы с запоминанием основных математических фактов (например, таблицы умножения).
- Сложность в привязке цифр и символов к суммам.
- Проблемы с подсчетом в уме и мысленным решением даже простых задач.
- Трудности с пониманием и контролем денег.
- Трудности с определением времени на аналоговых часах.
- Проблемы с ориентацией в пространстве.
- Затруднение с определением указанного направления.
- Проблемы с распознаванием шаблонов и порядковых номеров.
Причины дискалькулии
Ученые пока точно не знают, почему возникает дискалькулия. Но те исследования, которые у нас сейчас есть, показывают, что она связана с проблемами в развитии мозга. Скорее всего, они связаны с недостаточным развитием теменной доли мозга. Исследователи полагают, что эта проблема связана с недостаточным развитием теменной доли. Считается, что она связана с генетическим кодом и может передаваться по наследству.
Иногда дискалькулия возникает из-за травмы головного мозга, чаще всего, в детском возрасте. Когда математическая дислексия проявляется у взрослых, ее называют акалькулией.
Диагностика дискалькулии
Диагноз « дискалькулия» как правило, ставит нейропсихолог, хотя помочь с определением могут родители и школьные учителя. Если взрослый человек подозревает у себя дискалькулию, важно направить его к врачу. Люди с дискалькулией демонстриуют по крайнеей мере один из 4 критериев:
- Ребенок или взрослые с дискалькулией имеет по крайней мерю одну из 6 перечисленных трудностей в обучении, затрудняется, когда нужно понимать числа или мыслить математически.
- Академические навыки ниже, чем положено по возрасту; трудности проявляются не только в школе, но и в повседневной жизни.
- Трудности в обучении проявлялись еще в школе, даже если серьезные проблемы появились только во взрослом возрасте.
- Исключены умственная отсталость, неврологические расстройства, психосоциальные трудности и затруднения при получении образования.
Виды дискалькулии
Лексическая дискалькулия
Ребенок хорошо решает задачи вслух, но не может решить простейшие арифметические задачи письменно.
Вербальная
В этом случае все наоборот: ребенок хорошо решает письменные задачи, но с трудом дает устные ответы и не распознает математические категории на слух.
Графическая
Ребенок хорошо понимает названные вслух математические единицы и успешно их использует, но теряется перед необходимостью их записать.
Практогностическая
Ребенок не может сопоставить абстракцию с конкретным примером и наоборот.
Идеогностическая
Ребенок или взрослый с таким видом дискалькулии может оперировать только конкретными понятиями при решении задач: например, хорошо решает зачати на счет, когда речь идет о деньгах, но теряется при необходимости думать об абстрактных цифрах.
Операциональная
У такого ребенка есть проблемы с освоением символов: он понимает числа и математические знаки, может сравнивать числа в категории «больше-меньше», но не может запомнить знаки, которыми можно записать свои действия.
Коррекция дискалькулии
Методы профилактики и коррекции дискалькулии будут отличаться в зависимости от вида дискалькулии, от которой страдает взрослый или ребенок. Очень важно, чтобы учителя практиковали индивидуальный подход, не давали детям переутомляться, по максимуму использовали стремление детей познавать мир. Можно использовать разные способы передачи математических знаний: кому-то пригодятся задачки на развитие мелкой моторики; другим будет полезно попрактиковаться запоминать и повторять на слух числовые последовательности, третьим будут нужны элементарные объяснения на наглядных примерах. Вне зависимости от типа дискалькулии, специалисты рекомендуют этим детям от 30 до 60 занятий с логопедом.
Главная рекомендация для учителей: хвалите и поощряйте каждый успех!
Нейропсихолог Анна Эженовна в своем блоге приводит в пример одну учительницу, которая очень хотела подтянуть мальчика Ивана. Она много и усердно с ним занималась, но он, казалось, совершенно не делал успехов. В какой-то момент учительница поняла, что совсем не поощряет мальчика, и стала искать, за что бы его похвалить. Но его прописи были совершенно ужасны. Тогда она взяла ручку с похожей пастой и дорисовала одну маленькую закорючку. Потом обвела ее красной пастой и написала: «Молодец! Так держать!» Она похвалила Ивана перед всеми в классе; вечером ей позвонила растроганная мама, чтобы сказать, насколько счастлив был ее сын, и как горд собой. С тех пор дела у него постепенно стали налаживаться.
Как помочь ребенку с дискалькулией в школе
Кроме специальных упражнений при дискалькулии, которые назначит логопед или нейропсихолог, есть маленькие лайфхаки, которые сделают процесс обучения для ребенка с расстройством менее мучительным.
- Не стесняться просить больше времени на задания, либо делать выполнять их отдельно после уроков.
- Заранее получить разрешение пользоваться калькулятором.
- Учителям использовать задания постепенно увеличивающейся сложности.
- Помочь детям разделить сложные упражнения на более легкие действия.
- Учителям — повесить в классе плакаты с основными математическими понятиями и формулами.
- Начинать с обучения базовым навыкам.
- Давать дополнительную информацию в виде компьютерных интерактивных уроков и практических проектов.
Хотя как такового лечения для дискалькулии не существует, очень важно вовремя ее выявить и начать коррекцию. Если этим не заняться, то человеку с дискалькулией может непросто прийтись во взрослом мире. Могут возникнуть трудности с контролем над собственным бюджетом, получением высшего образования и успехах в карьере.