Маргарета Шютте-Лихоцки: изобретательница кухонных шкафов и узница концлагеря
Что такое франкфуртская кухня
До двадцатого века не существовало единого стандарта внешнего вида кухни. В доме с достаточным пространством кухня была просторной комнатой с буфетом, печью, большим столом и лоханкой для воды. Мебель располагалась по усмотрению — в подчинении у кухарки часто была большая команда.
В крохотных квартирах даже отдельная комната под кухню не делала жизнь хозяйки проще. Между дровяной плитой и мойкой для посуды было тесно, часто приходилось бегать в жилую комнату за посудой из шкафа — на открытых полках все быстро покрывалось копотью. Иногда обеденный стол использовался для разделки овощей и мяса.
Сейчас взглянув на кухни, видно: независимо от того, добавляем ли мы барную стойку, выбираем ли расположение и дизайн элементов, в целом принцип устройства кухонь остается одинаковым.
Закрытые навесные и встроенные в разделочный стол шкафчики. Мойке отведена часть столешницы. Рассеянно размещены плита, сушилка для посуды и холодильник (в конце XIX века его функцию выполняли шкафы или ящики со льдом). Всем понятно, как расставить кухонную мебель и технику, чтобы не приходилось лишний раз передвигаться во время готовки. Именно Маргарете в Европе пришло в голову соблюдать этот принцип.
У неё были предшественники — каждый гений опирается на труды других. Катарина Бичер из Америки еще в середине XIX века выпустила книгу, где рассказывала о оптимизации устройства и расположения кухни и погреба, предложив также закрывать кухонные полки дверцами. Американский инженер Фредерик Тейлор разработал концепцию научной организации труда, включая среду для него.
Маргаретe скорее всего мало была знакома с работами, по крайней мере, Бичер, и ей нужно было учитывать современные реалии: урбанизацию Австрии. Крохотные квартирки без погребов, кухни, где хозяйка действует одна — мальчики и девочки-поварихи не под силу управиться до нужного шкафа или чулана. И тот факт, что на кухне ей придется провести немало времени. Маргаретe, будучи женщиной, отлично знала, сколько труда может отнимать кухня. Она сделала все, чтобы этот труд был не больше минимально необходимого.
С секундомером в руках она считала шаги, пробуя ставить мебель по-разному. Решила проблему с открытыми полками и буфетом в жилой комнате, придумав размещать множество маленьких шкафчиков в кухне — на стенах и внутри кухонного стола. Предложила не держать мойку отдельно (что было обычаем), а сделать так, чтобы мыть овощи или смахивать посуду в раковину было быстрым делом, не требующим переходить с места на место.
Маргарете пришлось разработать новый дизайн мебели. Она придумала ещё одну интересную деталь, которой нет в современных кухнях: кухня должна была выходить широкими раздвижными дверями в столовую-гостиную, чтобы жена и мать постоянно оставалась на виду у родных и сама видела семью, а не чувствовала себя служанкой где-то в задних комнатах. Это также давало матерям возможность оставлять малышей в комнате и посматривать за ними, а не брать их с собой в помещение с огнём и горячей водой.
Коммунистка, антифашистка, узница
Маргарета родилась в 1897 году в Вене, столице Австрии, в семье из среднего класса. В двадцать один год она стала первой студенткой-женщиной венской Школы художественных промыслов, где изучали дизайн и близкие к нему профессии. Её счастью можно только позавидовать: если бы она родилась на десять лет раньше, получить диплом архитектора было бы невозможно. Среди прогрессивной молодёжи Австрии был популярен коммунизм, обещавший социальное равенство, включая равноправие женщин и мужчин. Маргарета была этим очарована и быстро вошла в круг молодых коммунистов.
После выпуска её ждала работа по проектированию жилища для инвалидов Первой мировой войны вместе с Адольфом Лозом. Это был большой вызов! И сегодня архитекторы продолжают решать проблему доступности среды, комфортного жилья для людей с ограниченными возможностями. В то время Лоз и Лихоцки начинали работу над этой проблемой с нуля.
Проект получился впечатляющим. Молодую архитектрису пригласили во Франкфурт работать над другим социальным проектом: студенческим жильём. Предполагалось, что Лихоцки будет помогать решать жилищные проблемы, и даже некоторое время Маргарете занималась постройкой жилья для рабочих (для которого и разработала кухню). В ней неожиданно открылся талант к организации общественных пространств, поэтому вскоре ей заказывали проекты школ и детских садов. Именно на этой работе получила вторую фамилию: Шютте. Маргарете познакомилась на работе с таким же молодым и горячим сердцем архитектором Вильгельмом, и они поженились.
Архитектурой тогда она не ограничивалась — участвовала в движении за женские права, публиковала статьи по этой теме. В 1930 году, когда молодых австрийских архитекторов пригласили в СССР, ехала полна энтузиазма: ей предстояло в стране, первой объявившей права женщин и мужчин на образование, политическую карьеру, расторжение брака равными, строить здания, которые должны были облегчать жизнь женщины. Речь шла снова о детских садах.
Проектировать садики приходилось полностью, с нуля. От здания и площадок для прогулок до мебели в служебных и детских помещениях. Работа увлекала, но очень раздражал вечный хаос вокруг. В этом хаосе, где элементарные вещи приходилось не «заказывать», а «выбивать», супруги прожили семь лет, посетив при представившейся возможности Китай и Японию. Едва вернувшись на родину, супруги опять уехали за границу; в Турции своё собственное светлое будущее строил Ататюрк. Опытные в передовых разработках архитекторы были очень нужны. Их должны были воспитать своих собственных специалистов.
В это время национал-социалисты захватили власть на родине. Маргарете узнала о случившемся от эмигрантов из Австрии, вступила в австрийскую компартию и отправилась в Вену для налаживания связи с антифашистским подпольем. Борьба сразу же поглотила её — и так же быстро закончилась. Прославленную архитектрису арестовали в сорок первом году и отправили в концлагерь. Маргарете находилась там до конца Второй мировой войны.
После победы Маргарет была героиней, но проекты больше не предлагали – коммунисткой ее объявили. Лихоцки занималась частными заказами, ездила по приглашениям с лекциями в Кубу, СССР и ГДР. Муж воссоединился с ней после Второй мировой войны. В девяносто седьмом году она отпраздновала столетие вальсом с мэром Вены и умерла. Еще через три года: куда ей было торопиться.