Маргарета Шютте-Лихоцкая: изобретательница кухонных шкафов и узница концлагеря

Что такое франкфуртская кухня
До двадцатого века не существовало единого стандарта оформления кухни. В просторных помещениях с достаточным местом находились буфет, печь, большой стол и лоханка для воды. Расположение мебели могло быть любым – ведь у хозяйки часто работали несколько помощниц.
В крошечных квартирах даже отдельная комната для кухни не облегчала быт хозяйки. Между плитой и мойкой негде было повернуться. Часто приходилось бежать в жилую комнату за посудой, стоящей в шкафу — всё на открытых полках быстро покрывалось копотью. Иногда обеденный стол использовался для разделки овощей и мяса. Не очень удобно. Посмотрите на кухни сегодня — даже при возможности добавить барную стойку, выбрать расположение элементов и их дизайн, в целом принцип организации кухонь остался одним.
Мебель для кухни: закрытые навесные и встроенные в разделочный стол шкафчики, мойка, примыкающая к столу, разнесенная плита, сушилка для посуды и холодильник (в конце XIX века его функции выполнял шкаф или ящик со льдом). Маргарете была первой в Европе, кто разработала принцип расстановки кухонной мебели и техники для удобства готовки.
Конечно, у неё были предшественники — каждый гений опирается на труд других. Катарина Бичер, американка, ещё в середине девятнадцатого века выпустила книгу о оптимизации устройства и расположения кухни и погреба, а также предложила закрывать кухонные полки дверцами. Американский инженер Фредерик Тейлор разработал концепцию научной организации труда, включая организацию пространства для него.
Маргарета едва ли хорошо знала работы Бичера и должна была учесть для себя современные реалии Австрии. Урбанизация привела к крохотным квартирам без погребов. Кухни, где хозяйка всё делает сама, — кухонные мальчики и девочки, которых можно гонять за нужным предметом, — ей были не по карману. И тот факт, что в кухне ей придётся провести немало времени, Маргарета отлично знала, будучи женщиной, сколько труда может отнимать кухня. Она сделала всё, чтобы этот труд был не больше минимально необходимого.
С секундомером в руках она считала шаги, пробуя ставить мебель по-разному. Решила проблему с открытыми полками и буфетом в жилой комнате, придумав размещать множество маленьких шкафчиков в самой кухне — на стенах и внутри кухонного стола. Предложила не держать мойку отдельно, а сделать так, чтобы мыть овощи или смахивать в раковину посуду было быстрым делом, не требующим переходить с места на место.
Ей пришлось разработать новый дизайн мебели. Маргарете пришло ещё одно замечательное решение, которое сейчас в современных кухнях редко встречается: кухня должна была выходить широкими раздвижными дверями в столовую-гостиную. Так жена и мать постоянно оставалась на виду у родных и сама видела семью, а не чувствовала себя служанкой где-то в задних комнатах. Это также давало матерям, которым не на кого оставить малышей, возможность не брать их с собой в помещение с огнём и горячей водой, а оставлять в комнате и посматривать.
Коммунистка, антифашистка, узница
Маргарета родилась в 1897 году в Вене, столице Австрии, в семье из среднего класса. В двадцать один год она стала первой женщиной-студенткой Венской школы художественных промыслов, где преподавали дизайн и смежные специальности. Ей повезло: если бы она родилась десять лет раньше, получить диплом архитектора было бы невозможно. Среди прогрессивной молодёжи Австрии был популярен коммунизм, обещавший социальное равенство, включая равноправие женщин и мужчин. Маргарета это привлекало, и она быстро вошла в среду молодых коммунистов.
После выпуска проектировала жильё для инвалидов Первой мировой совместно с Адольфом Лозом. Это была большая задача! И сейчас архитекторы продолжают решать проблему доступности среды, удобного жилья для людей с ограниченными возможностями. В то время Лоз и Лихоцки работали над этой проблемой с самого начала.
Проект оказался впечатляющим. Молодую архитектрису пригласили во Франкфурт для работы над другим социальным проектом: студенческим жильём. Предполагалось, что Лихоцки будет помогать решать жилищные проблемы, и даже некоторое время Маргарете занималась строительством жилья для рабочих (для которого и разработала кухню). В ней неожиданно открылся талант к организации общественных пространств, так что вскоре ей заказывали проекты школ и детских садов. Именно на этой работе получила вторую фамилию: Шютте. Маргарете познакомилась на работе с таким же молодым и горячим сердцем архитектором Вильгельмом, и они поженились.
Архитектурой ее не ограничивали — участвовала в движении за женские права, публиковала статьи по этой теме. Пригласив молодых австрийских архитекторов в СССР в 1930 году, ею овладел энтузиазм: ей предстояло в стране, первой объявившей права женщин и мужчин на образование, политическую карьеру, расторжение брака равными, строить здания, которые должны были облегчать жизнь женщины. Речь шла снова о детских садах.
Разрабатывали сады с самого начала: от зданий и зон для прогулок до мебели в рабочих и детских комнатах. Работа нравилась, но раздражала постоянная неразбериха вокруг. В этом хаосе, где простые вещи приходилось добиваться, а не заказывать, супруги прожили семь лет, побывав при возможности в Китае и Японии из СССР. Едва вернувшись домой, супруги снова уехали за границу; в Турции строило своё светлое будущее руководство под руководством Ататюрка. Опытных архитекторов, знающих передовые разработки, очень нужно было: им предстояло воспитать своих специалистов.
В то время на родине к власти пришли национал-социалисты. Маргарета узнала подробности от мигрантов из Австрии, вступила в австрийскую компартию и поехала в Вену для налаживания связи с антифашистским подпольем. Борьба сразу же ее увлекла — и почти так же быстро закончилась. Прославленную архитектрису арестовали в сорок первом году и отправили в концлагерь. Маргарета провела там время до конца Второй мировой войны.
Маргарет, став победительницей, не получала новых проектов из-за политических взглядов. Лихоцки занималась частными заказами, ездила с лекциями в Кубу, СССР и ГДР. После Второй мировой войны муж воссоединился с ней. В девяносто седьмом году она отметила столетие вальсом с мэром Вены. Умерла. Через три года.
