Семья

Маленькое руководство по дружбе: ценить, узнавать ложь, видеть и прощать

Фото: img.freepik.com

Многие взрослые не могут ответить на вопрос о том, что такое дружба и как отличить друга от недруга. Казалось бы, всё ясно: друг помогает, поддерживает, не предаёт, но в жизни бывает иначе – даже во взрослой, друзья иногда не приходят на помощь, предают. Тогда встает сложный выбор: простить или закончить дружбу. Решение остается за каждым отдельно взятым человеком, поэтому детям трудно понять, что дружба — это искреннее внутреннее чувство.

Перед выходом на телеканале «МУЛЬТ» 100-й серии мультсериала «Сказочный патруль», где героини встречают коварство, психолог, дефектолог, научный сотрудник Института коррекционной педагогики Дарья Сальникова поделилась Parents.ruВажно объяснить детям, что дружба основывается не на сладостях и помощи во время учебы, а является искренней и непоколебимой.

Важно обращать внимание на общее поведение и отношение человека к вам. Некоторые завязывают дружбу из-за того, что кто-то моден и популярен в классе, дружить с ним кажется интересным, но это не настоящая дружба, а игра в социальные роли. Настоящий друг — это тот, кто близок ребенку. Дружба не строится на подарках или умении модно одеваться. Не выбираем друга по внешности, не оцениваем его как красивого или некрасивого, рыжеволосого или брюнетку. говорит Дарья Сальникова.

Дружба — это непосредственное принятие человека в свою жизнь. Выбирают для дружбы по внутренним качествам: доброте, честности, помощи и сочувствию. продолжает психолог.

Дружба строится на общих ценностях. Многие в молодом возрасте сталкиваются с первыми обманами. Как распознать ложь? ?

В сериале «Сказочный патруль» героиня просит фею спеть любимую песню, чтобы проверить её искренность. Ответ феи выдает её подлость. В жизни так же сложно сразу определить настоящего друга. Нужно наблюдать за его поступками и делать выводы. Судить о друге можно по тому: обижает ли он? Помогает ли?
Делает ли что-то неприятное, и прекратит ли это, если об этом сказать? Провоцирует ли, обзывает ли?
— говорит психолог.

Дети иногда задают вопрос о ситуации, когда друг вроде бы помогает, но постоянно его обижает, может быть, думая, что это шутка. Например, девочки могут говорить: «Ой, ты такая у меня некрасивая», «Ты такая у меня страшненькая, подружка!» и смеяться, будто шучут. Это не про дружбу. Это про ложную дружбу: когда с тобой мило общаются, но на самом деле говорят вещи, которые тебе неприятны.

Необходимо обсудить эту ситуацию с ребёнком, объяснив важность высказывания о том, что не нравится слышать подобные слова, не соглашаться с таким мнением и считать такой способ выражения недопустимым. Дети часто боятся возражать из-за влияния популярных сверстников, которые могут говорить такие фразы, как «Ой, ты такая у меня страшненькая». Мнения таких детей кажутся важными, остальные боятся им противоречить. Важно научить ребёнка отстаивать своё мнение и указывать другим на их ошибки. — подчеркивает Сальникова.

Психолог рекомендует противостоять «поклонникам таких комплиментов». Дети должны самостоятельно формировать своё мнение о себе, которое способно защищать, и для этого важно верить в собственную красоту.

Родителям стоит учить детей не только быть уверенными в себе, но и отстаивать свое мнение. Неважно, какое оно, главное – не давать поводов другим сомневаться в ребенке. Например, если девочка считает себя красивой, не боится сказать популярной подруге: «Ты не права». Просто сделать вывод о том, стоит ли общаться с этим человеком. — сказала психолог.

Верные друзья не оскорбляют друг друга, не предадут, не выставляют в невыгодном свете перед остальными одноклассниками и оказывают поддержку, проявляют уважение, замечают достоинства. Как и другие отношения, дружбе требуется внимание и труд. Считается, что «С другими обращайся так же, как хочешь, чтобы обращались с тобой».

Очень важно говорить с детьми об этом. Если хочешь кому-нибудь разрезать одежду или разрисовать тетрадку, подумай: если кто-то так поступит с тобой, ты его посчитаешь хорошим человеком? Будешь с ним дружить? Хотелось бы общаться? Три раза нет. Подумай, как будешь выглядеть в глазах других, если захочешь сделать какое-либо действие, доброе или злое. Если собираешься помогать или делать что-то хорошее, подумай, понравится ли тебе это, если так сделают тебе. Ответив на этот вопрос и получив уверенный ответ, можно уже действовать. отмечает Сальникова.

Когда друг обманывает, помогите ребенку понять свои чувства. Объясните, что полное доверие встречается редко, взрослые доверяют разным людям по-разному, но никому полностью не доверяют, ведь люди могут обмануть. Это реальность.

Важно наблюдать за поведением ребенка, совершившего обман, после этого. Следует ли его поведение нормам дружбы?

Дети начинают проверять друг друга. Раньше они проверяли родителей, теперь же осмысливают возможность обмана в отношениях со сверстниками: допустимо ли обманывать кого-то? Кого нельзя обманывать? Существуют ли за это последствия? Ребенок выстраивает первые модели поведения в обществе сверстников. Важно ребенку понять, что все только учатся дружить. Поэтому необходимо говорить другим людям, как ты хочешь дружить, как с тобой нужно дружить. Это станет вашей мини-инструкцией дружбы. Чтобы ее создать, важно самому подумать и вместе с родителями разобрать, что есть хорошо, а что плохо, как дружить правильно, а как неправильно. заключила Дарья Сальникова.