Стоит ли знакомить ребёнка с искусством: как найти баланс

Разнообразные детские клубы для самых маленьких и развивающие студии на любой вкус. Театры, музеи и представления подходят для детей всех возрастов. Сегодня привычный цирк и зоопарк уступают место современным паркам развлечений, кинотеатрам, океанариумам, планетариям, аниматорам, новогодним елкам и множеству других развлечений.
Дети, по сути, растут по строгому графику, который составляют их родители. Однако у такого насыщенного, увлекательного и направленного на развитие распорядка есть и негативные последствия, а точнее, их несколько.
Скучать — полезно!
Среди распространенных опасений родителей часто встречается тревога о том, что ребёнок может заскучать. Но в последнее время всё чаще можно услышать мнение о том, что полезно, чтобы ребёнок иногда скучал.
Современные исследования в области психологии и педагогики, а также опыт родителей, убедительно свидетельствуют о том, что полезно уметь скучать, и это важный навык для ребёнка. Скука способствует развитию самостоятельности, способности к решению проблем и самоорганизации, а также стимулирует творческое мышление. Это позволяет ребёнку познавать себя и окружающий мир, учиться самостоятельно планировать свой досуг и находить способы развлечь себя, не нуждаясь в постоянном внешнем подталкивании и решении вопросов за него.
У детей, чрезмерно насыщенных культурно-развлекательными мероприятиями, возможно проявление эмоциональной незрелости, недостаток независимости и отсутствие интереса к чтению, общению и играм. Кроме того, это создает дополнительную стрессовую нагрузку на ребёнка: утомительные поездки, переизбыток информации, активности, эмоций, а также сложные для соблюдения правила поведения, что может провоцировать недовольство родителей.
Саморегуляция и гаджеты
Несмотря на кажущуюся логичность, насыщенное расписание, порой, негативно влияет на взаимоотношения между родителями и детьми, существенно сокращая возможности для непринужденного общения с ребёнком, совместного выполнения повседневных задач или даже простого времяпрепровождения вместе. Именно в спокойной обстановке, свободной от постоянных стимулов и потребления информации, зарождается доверие и укрепляется близость, возникают дополнительные причины для объятий и личных размышлений.
Недавнее исследование показало, что побуждение ребёнка младшего возраста к тому, чтобы он «поскучал», напрямую связано с развитием его способности к саморегуляции и помогает освоить социальные способы борьбы со скукой. Обычно это проявляется в обращении за помощью к родителям или близким, например, с просьбой поиграть, или в самостоятельных играх. Навыки саморегуляции, умение обращаться за поддержкой к близким, самостоятельность и способность развлекать себя – всё это пригодится ребёнку, когда он подрастёт и столкнётся с новыми трудностями.
Использование гаджетов часто является следствием недостатка определенных навыков у ребенка, поскольку гаджеты предлагают безграничный источник «развлечений». В интернете ребенку не требуется прилагать усилия и делать выбор, особенно если он не развил эти способности в процессе насыщенного культурного досуга в младшем возрасте. Этот набор навыков также служит эффективной мерой предосторожности против еще одной распространенной проблемы – влияния нежелательного окружения.
Важно соблюдать баланс: необходимо предусмотреть время для уединения и обретения самостоятельности, а также для общения с родителями в спокойной обстановке, вдали от развлекательных мероприятий.